Изображение на весь экран - нажать клавишу F11
 
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО КОМБИНАТОРИКЕ
 

Самая древняя игральная кость, т. е. кубик с нанесенными на грани шестью различными знаками, была найдена при раскопках в северном Ираке. Ее возраст составил около 5 тысяч лет. Комбинации, возникающие при бросании игральной кости и других играх, всегда привлекали людей, никак не связанных с математикой, потому что наименование нашего вида, homo sapiens (человек мыслящий), уже давно (по мере разочарования в мыслительных способностях человека) стало ставиться рядом с наименованиями homo faber (человек делающий) и homo ludens (человек играющий).

Паскаль
Блез

Годы жизни:

1623-1662

Различные игры – кости, карты, лото, домино и пр. и пр. – ставят перед человеком вопросы, требующие тщательного анализа и применения серьезной математической техники. Постепенно выяснилось, что аналогичные вопросы возникают не только в играх, но и в самых разнообразных и внешне далеких друг от друга сферах человеческой деятельности – экономике и планировании, лингвистике и криптографии, теории стрельбы и организации транспорта. С помощью комбинаторики и тесно связанных с ней таких разделов математики как статистика и теория вероятностей, удалось нащупать строгие закономерности там, где их не должно было бы быть по самому смыслу – в мире случайных явлений, среди хаоса и беспорядка.

Среди родоначальников комбинаторики и теории вероятности надо назвать знакомые имена – Паскаля и Ферма, Бернулли и Лапласа и, разумеется, Эйлера.
Легенда сообщает, что 29 июля 1654 года Паскаль написал письмо Ферма, в котором рассказал о «скандале в доме математики», обнаруженном французским аристократом, страстным игроком и достаточно образованным человеком, носившим имя де Мере. Вопрос состоял в следующем. Сколько раз надо подряд бросить игральную кость, чтобы шансы того, что хоть раз выпадет шестерка, превысили половину? На этот легкий вопрос де Мере знал правильный ответ – четыре. (Как само собой разумеющееся, Паскаль в письме Ферма называет количество комбинаций – при четырех бросаниях кости в  625  случаях ни разу не выпадет шестерка и в  671  случае она выпадет хотя бы один раз.) Более распространенной была игра с одновременным бросанием пары костей. Как нечто очевидное, де Мере считал, что отношение  4:6  (числа необходимых бросаний к числу возможных исходов) сохранится и при бросании пары костей. Общее число исходов в этом случае равно   и, следовательно, нужно произвести  24  бросания пары костей ( 24:36=4:6 ), чтобы шансы на выпадение двух шестерок превысили половину. Однако его опыт игрока говорил и о том, что это не так и необходимо не  24,  а  25  бросаний.

 
   

Упражнения.
1. Проверьте экспериментально наблюдения Шевалье де Мере, бросая кость. Попробуйте дать комбинаторное обоснование результата.
2. Во сколько раз чаще на двух костях выпадает одна шестёрка, чем две? Попробуйте оценить эту вероятность перебором всех вариантов выпадений костей, а затем проверьте результат экспериментально.

Ферма
Пьер

Годы жизни:

1601-1665
Бернулли
Якоб

Годы жизни:

1654-1705

Эта задача де Мере (а он является автором еще нескольких важных и более трудных вопросов) будет нам вполне по силам. Общее число комбинаций сейчас уже велико, но точные вычисления Паскаля показали, что доля успешных вариантов при  24  бросаниях равна приблизительно  0,4914  и лишь при  25  бросаниях чуть превосходит половину –  0,5055.  Надо было долго играть в кости, чтобы почувствовать разницу между этими двумя дробями.
Несмотря на то, что комбинаторика является столь древним разделом математики, в школе ее изучали мало. Произошедший в последние десятилетия взрыв интереса к комбинаторике во многом объясняется наступлением компьютерной эры и повышением роли так называемой дискретной математики, имеющей дело прежде всего с конечными множествами. Нашей задачей является ознакомление с методами комбинаторики, которые позволят выработать общие принципы решения различных интересных задач и подготовиться к восприятию идей теории вероятности.
Комбинаторика родилась как «наука о забавных и приятных задачах, которые решаются в числах». Так была названа замечательная книга, не потерявшая своего значения до сих пор и написанная в 1612 году французским математиком, философом и поэтом Баше де Меризиаком. К забавности и приятности предмета постепенно присоединилась глубина и польза. В философско-математическом плане на смену жестко детерминированным (определенным и незыблемым) представлениям об устройстве мира пришло убеждение в его неопределенности и случайности. Перебор случаев (вариантов) – это уже комбинаторика.

Лаплас
Пьер-Симон

Годы жизни:

1749-1827

Однако просто перечисление вариантов, даже если оно сопровождается хорошим алгоритмом перебора (что удается не всегда), – это только начало. Математика научилась оценивать «удельный вес» вариантов, создав теорию вероятностей – самое значительное, но не единственное продолжение комбинаторики. Комбинаторика является одним из оснований всей дискретной математики, исследующей разные конструкции с участием конечных множеств, основанием теории информации.
Конечно, не нужно думать, что непрерывная и дискретная математика противоположны друг другу. Уже теория вероятностей в своем развитии продемонстрировала слияние методов и идей комбинаторики и математического анализа. Это слияние лежит и в основе информатики. Может быть, поэтому известный американский ученый, ведущий специалист в области информатики Д. Кнут написал очень содержательную и вполне доступную школьникам книгу «Конкретная математика», в названии которой соединяются слова КОНтинуальная (непрерывная) и дисКРЕТная математика.
 

                         

Модель кости выполнена в виде Java-скрипта.
Находится в коллекции свободного доступа и может быть включен в HTML-страницы простым копированием.
This free script provided by JavaScript Kit (в скрипте обнаружены и исправлены математические ошибки)

Упражнение. Сделайте эксперимент, подтверждающий наблюдения де Мере относительно четырёхкратного бросания кости. Вместо упомянутых выше четырёх бросаний кости можно бросать четыре кости один раз.

 
<< назад               вперед >>
В оглавление модулей / В расписание уроков