Гармонические колебания – это процесс, который
может быть описан функцией вида
|
Примеры
1) Колебания упругой пружины. Конец упругой пружины (точка
P ) при ее
сжатии или растяжении описывает колебательные движения. Если на
прямой, по которой движется точка
P, ввести координату
x так, чтобы в
положении равновесия
оттянуть конец пружины в положительном
направлении на расстояние
A и в момент времени
отпустить его, то
зависимость координаты точки
P от времени
t будет иметь следующий вид:
где
– некоторый коэффициент, характеризующий
упругость пружины.
2) Электрический колебательный контур. Рассмотрим
электрическую цепь, состоящую из последовательно соединенных
конденсатора
C и катушки индуктивности
L. Если эту цепь замкнуть
накоротко и считать, что в ней есть некоторый запас энергии (например,
ненулевой заряд в кон-денсаторе), то по этой цепи пойдет ток,
напряжение которого
U будет меняться со временем.
|
При идеальном предположении отсутствия потерь в
цепи зависимость
U от времени
t будет иметь следующий вид:
где
– некоторая характеристика контура, которая
вычисляется через параметры конденсатора и катушки. Константы
и
зависят от состояния цепи в данный момент времени.
Таким образом, гармоническое колебание
определяется
тремя параметрами: амплитудой
угловой скоростью
и так
называемой начальной фазой
Часто вместо угловой скорости
говорят
о частоте колебаний
которая связана с угловой скоростью
(или
иначе круговой частотой) формулой
Функция
y периодична. Ее основной период равен
Колебания приходится складывать. В механике это связано с тем, что на
точку может действовать несколько сил, каждая из которых вызывает
гармонические колебания. В электро- и радиотехнике сложение колебаний
происходит как естественное наложение токов. Оказывается, имеет место
замечательный закон: при сложении гармонических колебаний одной и той
же частоты получается снова гармоническое колебание той же частоты. На
математическом языке это означает, что сумма двух функций
и
есть
функция того же вида:
Достаточно научиться складывать функции вида
и
Для их сложения применяется прием введения вспомогательного
угла. Итак, рассмотрим выражение
Оно похоже
на формулу синуса суммы:
Числа
и
нельзя считать косинусом и синусом, однако если их
разделить на число
то тогда это будет возможно. Введем угол
с помощью соотношений
Сделаем преобразование:
где
|
Пример
Введем вспомогательный угол
с помощью
равенств
Сделаем
преобразование:
Функция
задающая гармоническое колебание, имеет период
|
Если
T является общим периодом двух функций
f и
g,
то
T остается периодом их суммы, произведения, частного.
Сумма двух функций с различными периодами не обязательно будет
периодической. Интересен случай сложения двух функций с различными, но
очень близкими периодами. Рассмотрим, например, сумму функций
и
где
и
близки друг к другу. Складывая синусы,
получим
Так как
то
а
поэтому
при маленьких значениях
t
и
Однако с ростом
t множитель
будет убывать, а затем снова возрастать, причем
изменения этого множителя значительно медленнее, чем изменения
«Ровное» гармоническое колебание типа
заменится «биением», график
которого изображен на рисунке.
Можно представить себе, что «биение» – это
колебание, амплитуда которого медленно (и тоже периодически) меняется.
Явление «биения» можно наблюдать при наложении звуков близкой частоты,
при измерении величины океанских приливов, которые вызываются
наложением двух периодических процессов с близкими, но различными
периодами – притяжением Солнца и притяжением Луны.
Разложение на гармоники
Чистый звуковой тон представляет собой колебание с некоторой
постоянной частотой. Музыка, которую мы слышим, представляет собой
наложение различных чистых тонов, т. е. получается сложением колебаний
с различными частотами. Преобладание звука той или иной частоты
(скажем, низких звуков или высоких) связано с амплитудой
соответствующих колебаний. Это знакомое нам разложение звуков на
чистые тона часто встречается при изучении различных колебательных
процессов.
Можно сказать так: простейшие гармонические колебания являются теми
кирпичиками, из которых складывается любое колебание. На языке
математики это означает, что любую периодическую функцию можно
представить с наперед заданной точностью как сумму синусов.
Этот замечательный факт обнаружил еще в XVIII веке Д. Бернулли при
решении задачи о колебании струны. Это показалось удивительным и
невозможным по отношению к любой функции даже такому гениальному
математику, как Л. Эйлер, который, кстати, является автором всей
современной символики тригонометрии. Систематически
разложения периодических функций в сумму синусов (или, как говорят, на
гармоники) изучал в начале XIX века французский математик Ж. Фурье.
Теперь их так и называют – разложениями (или рядами) Фурье. На рисунке
изображено приближение к периодической функции
в виде суммы нескольких гармоник. Разложение
произвольного периодического сигнала на гармоники является главным
математическим аппаратом радиотехники.
|
|