Появление компьютера привело к
"обращению" некоторых математических методов: вместо использования
аналитических моделей явлений стало возможным изучать математические
закономерности экспериментально. В изучении случайных явлений этот
подход носит название метода Монте-Карло. В реализации этого метода
используются датчики псевдослучайных чисел. Оказалось, что метод
Монте-Карло можно применить и к изучению неслучайных явлений,
искусственно вводя в них случайные величины.
Создателями метода Монте-Карло
считаются Дж. фон Нейман и С. Улам. |
Станислав
Мартин Улам |
Stanisław Marcin Ulam |
|
Годы жизни:
|
1909
–
1984 |
|
Джон фон Не́йман |
John von Neumann |
|
Годы жизни:
|
1903
–
1957. |
|
|
В книге
Ф. Мостеллера "Пятьдесят занимательных вероятностных задач" есть
интересная подборка задач на геометрические вероятности (эту книгу
можно найти на сайте
MATH.RU
или в
электронной
библиотеке МЦНМО). Эти задачи можно решить двумя способами:
1) построить аналитическую модель и найти точный ответ;
2) найти приближённый ответ с помощью по методу Монте-Карло с
помощью вычислительного эксперимента.
Первый способ подробно описан в
решениях задач книги Мостеллера, а о том как использовать компьютер
для непосредственного моделирования можно прочитать в статье
Н.Н. Паньгиной и А.А. Паньгина
"Статистическое моделирование: метод Монте-Карло" (журнал
"Компьютерные Инструменты в Образовании №5, 2002, с.30-43;
статью можно также получить через
Единое Окно Доступа к Образовательным Ресурсам) |
|
Задания |
1) разберите решение задачи о
вероятности того, что случайно выбранный приведённый квадратный
трёхчлен не имеет (действительных) корней;
2) проведите статистический
эксперимент, предложив ученикам своего класса придумать случайные
приведённые квадратные трёхчлены и проверить, если у них
действительные корни; сравните результаты с теоретическими
расчётами;
3) поставьте компьютерный
эксперимент для решения этой задачи;
4)* разберите постановку и
решение задачи об игле Бюффона;
5) проведите эксперимент по
вычислению числа "пи" с помощью метода Монте-Карло (бросая
удлинённый предмет на разграфленный лист бумаги);
6) поставьте компьютерный
эксперимент для решения этой задачи. |
По аналогии с
перечисленными можно поставить и решить другие задачи, например: |
7) какова
вероятность, что случайный приведённый квадратный квадратный
трёхчлен имеет два положительных действительных корня; два
действительных корня разных знаков; 8)
придумайте и решите другие задачи про приведённый квадратный
трёхчлен;
9) подсчитайте какие-либо другие числовые
статистические характеристики результатов бросания "иглы" на
разграфленный лист бумаги (например, число клеток, которые имеют с
иглой общие точки, или число пересечённых вертикальных и
горизонтальных линий);
10) поставьте компьютерный эксперимент для
решения этой задачи;
11) дайте теоретическое обоснование результатам. |