Концепция федеративного обучения получила широкое распространение в работе с данными, главным образом благодаря тому, что она позволяет проводить обучение по данным непосредственно на узлах, где они хранятся. В результате передача данных не требуется. После завершения обучения на каждом узле только обученная модель передается на центральный сервер для агрегации. Многоагентные системы ведут себя аналогичным образом, поскольку агенты позволяют обучать модели машинного обучения на локальных устройствах, сохраняя при этом конфиденциальную информацию. Способность агентов взаимодействовать друг с другом позволяет обобщать (агрегировать) такие модели и повторно использовать их. В этой статье представлена архитектура многоагентных систем для федеративного обучения. Она выделяет элементы, которые составляют платформу агентов и структуру платформы JADE. Описывает жизненный цикл всех агентов, используемых для выполнения полного цикла обучения в среде MAC_FL. Анализируются и описываются конфигурации размещения агентов для каждой из предложенных архитектур многоагентных систем федеративного обучения: централизованной, децентрализованной и иерархической. C. 30-45.
The concept of federated learning has become widespread in working with data, mainly due to the fact that it allows training on data directly on the nodes where they are stored. As a result, no data transfer is required. After the training is completed on each node, only the trained model is transmitted to the central server for aggregation. Multi-agent systems behave in a similar way, because agents allow you to train machine learning models on local devices, while preserving confidential information. The ability of agents to interact with each other makes it possible to generalize (aggregate) such models and reuse them. This article presents the architecture of multi-agent systems for federated learning. It highlights the elements that make up the agent platform and the structure of the JADE platform. Describes the lifecycle of all agents used to perform a full training cycle in the MAC_FL environment. The configurations of agent placement for each of the proposed architectures of multi-agent systems of federated learning are analyzed and described: centralized, decentralized and hierarchical.
Ключевые слова: агент, архитектура, федеративное обучение, многоагентные системы.
Keywords: agent, architecture, federated learning, multi-agent systems.