Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
E-mail: stafeevs@yahoo.com

Доктор технических наук, профессор, декан ЕНФ НИУ ИТМО.

Статьи автора:

Статья написана в соавторстве с М.В. Сухоруковой. Приведен анализ сайтов 68 технических университетов России с целью выявить общие закономерности построения сайтов, сильные и слабые места, а также составить таблицу "полезных ссылок" для различных направлений (предметов). Результаты статистического анализа представлены в виде диаграмм.
Авторы предлагают технологическую схему, позволяющую организовать информационное наполнение образовательного портала. Авторы перечисляют основные задачи экспертной группы и порядок решения этих задач. Также рассматриваются различные аспекты наполнения и поддержки образовательного портала.
Авторами спроектирована и разработана трехмерная интерактивная система моделирования и визуализации оптических процессов. Трехмерные интерактивные практические работы призваны дополнить, а порой и частично заменить традиционные лабораторные работы. На диске, прилагаемом к журналу, помещены программные материалы к данной статье.
В соавторстве с Зинчик А.А. В статье описываются демонстрационные программы, позволяющие иллюстрировать основные принципы интерференции, дифракции, дисперсии и поляризации, а также эффекты, которые затруднительно или невозможно провести на существующем лабораторном оборудовании. Демонстрационные программы позволяют работать с различными монохроматическими бихроматическими или спектральными источниками излучения с возможностью задания длин волн и ширины спектра. Программы содержат алгоритмы сложения цветов, позволяющие показать цветную картину результата какого-либо оптического явления или эффекта.
Статья рассказывает о новом увлекательном музее Санкт-Петербурга, начавшем свою работу в январе 2009 года на базе СПбГУ ИТМО.
Получение изображений, соответствующих оригиналам как по геометрической форме, так и по распределению яркости, есть одна из важнейших задач оптики. Она решается, главным образом, с помощью разнообразных оптических приборов и систем, для создания которых в свою очередь, используется огромное количество специальных оптических стекол. Все эти стекла, которых насчитывается только в России порядка четырех сотен, обладают уникальными рефрактометрическими, физическими и химическими свойствами. Изучение «сухих» цифр – не очень интересная задача. В связи с широким применением ЭВМ как одного из инструментов в образовании, было предложено представить данный материал в виде программного продукта, обладающего удобным графическим интерфейсом, возможностью интерактивного взаимодействия и звуковым сопровождением, с целью повышения эффективности обучения.

The computer model of Abbe diagramme to present optical glasses classification in visual form is proposed in the article. Samples of glasses from catalogues of the different countries are demonstrated in this diagramme. Materials for the diagramme have been given by State Optical Institute of S.I. Vavilov.

Ключевые слова: рефрактометрические свойства, оптическое стекло, диаграмма Аббе, показатель преломления, дисперсия, флинты, кроны, flash, информационные технологии в образовании.
В статье предлагается методика построения интерактивных тренажерных комплексов на основе предметных онтологий и компетентностных моделей обучаемого. Описана последовательность действий при создании таких ИТК, а также приводятся пилотные примеры реализации данного подхода. Описана модель комплекса на основе экспертной системы и даны определения соответствующих понятий.

In article the creation technique of interactive training complexes on the ontology basis and competency models of the trainee is offered. The sequence of actions for ITC creation is described. ITC prototype examples are illustrated. ITC on the basis of expert system is described, and definitions of the corresponding concepts are given.

Ключевые слова: интерактивный тренажерный комплекс, информационные системы в образовании, компетентностный подход, предметные онтологии, базы знаний, экспертные системы.
Keywords: interactive training complex, inform interactive training complex, information technologies in education, competency approach, ontologies, knowledge bases, expert systems.
В статье описываются разработка и методы наполнения онтологий для системы ECOLE. Система ECOLE является системой дистанционного обучения, функционал которой основан на работе с онтологиями. С помощью разработанных алгоритмов в системе производится автоматизация сбора и поддержки учебных материалов из внешних источников. Разработанные методы наполнения онтологий позволяют создавать дополнительные связи между объектами на основе информации в самих объектах. Анализ косвенных семантических связей между объектами учебных курсов позволяет оценивать качество и состояние учебной программы. С. 48-60.

The paper describes the development of ontologies and methods of ontology population for the ECOLE system. ECOLE is the online eLearning system which functionality is based on several ontologies. Designed algorithms allow gathering educational material from external resources. The methods of ontology population allow creating additional relations between objects using the information of the objects. Analysis of semantic relations between the objects of educational courses allows evaluating the quality and status of educational program.

Ключевые слова: cемантические сети, cвязанные данные, онтологии, анализ учебных материалов, NLP алгоритмы.
Keywords: semantic web, linked data, ontologies, analysis of educational content, NLP algorithms.
Авторы представляют вниманию читателей свой образовательный проект «Развивающий инжиниринг для малышей», реализованный в 2016/17 учебном году в ЦО 1678 «Восточное Дегунино» совместно с лабораторией профессионального развития в образовании ИСП МГПУ. В статье рассказано о разработанной для воспитанников подготовительных групп инженерной азбуке, в которой каждая буква связана с одним из изобретений русского инженера В.Г. Шухова. С. 45-50.
Настоящая статья посвящена вопросам оценки научной деятельности коллективов исполнителей при подаче заявок в научные фонды. Цель исследования заключается в разработке новых подходов в применении наукометрических показателей для получения оценки научного потенциала коллективов университета при подаче заявок на конкурсы в научные фонды. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает науку как социальный институт в неразрывной связи с обществом в целом), метасистемный подход (рассматривает результаты научной деятельности как метасистему, то есть систему с относительно независимыми компонентами), вероятностно-статистический подход (рассматривает исследовательскую деятельность как вероятностный процесс), квалиметрический подход (рассматривает продуктивность научной деятельности как латентную переменную, отражаемую множеством критериев). Как результат авторами предложены: информационная модель взаимосвязи требований, предъявляемых к научному проекту со стороны заказчика, и уровня соответствия научного потенциала коллектива исполнителей и методика оценки научного потенциала коллектива исполнителей при подаче заявки на конкурс. Информационная модель лежит в основе разработанной информационной системы поддержки проектной деятельности Университета ИТМО, служащей для улучшения процесса и повышения эффективности подготовки проектов заявок, подаваемых от университета. Предложенная методика реализована с применением наукометрических показателей, посредством программных алгоритмов для автоматизированной оценки научного потенциала. В ходе экспериментального исследования авторами было показано, что предложенные подходы коррелируют с результативностью участия в конкурсах. Предложенные решения успешно интегрированы в систему управления Университета ИТМО. С. 70-85.

This article deals with issues of assessing the scientific activity of teams of performers when submitting applications to scientific funds. The purpose of the study is to develop new approaches to the use of scientometric indicators to assess the scientific potential of university teams when submitting applications to scientific foundations. Methodological foundations of the research: a systematic approach (considers science as a social institution in an indissoluble connection with society as a whole), a metasystem approach (considers the results of scientific activity as a metasystem, that is, a system with relatively independent components), a probabilistic-statistical approach (considers research activity as a probabilistic process), qualimetric approach (considers the productivity of scientific activity as a latent variable, reflected by a set of criteria). As a result, the authors proposed: an information model of the relationship between the requirements for a scientific project by the customer, and the level of compliance of the scientific potential of the team of performers and a methodology for assessing the scientific potential of the team of performers when applying for the competition. The information model forms the basis of the developed information system for supporting the project activities of ITMO University, which serves to improve the process and increase the efficiency of preparation of draft applications submitted by the university. The proposed methodology is implemented using scientometric indicators, through software algorithms for automated assessment of scientific potential. In the course of an experimental study, the authors have shown that the proposed approaches correlate with the effectiveness of participation in competitions. The proposed solutions have been successfully integrated into the ITMO University, management system.

Ключевые слова: научная деятельность, наукометрические показатели, научный потенциал, информационная модель, методика.
Keywords: scientific activity, scientometric indicators, scientific potential, information model, methodology.
Российский образовательный портал по физике разрабатывается в рамках программы Министерства Образования РФ по созданию образовательных порталов. Основная цель создания портала - предоставление свободно доступных через Интернет образовательных ресурсов по физике. Портал рассчитан на пользователей школьного и вузовского уровня, а также на учащихся и преподавателей.
В настоящее время оказываются все более востребованными методы инженерии знаний – науки об извлечении, структурировании, представлении и обработке знаний. Появление онтологий и средств их разработки привело к качественному скачку, направленному на дальнейшую интеллектуализацию систем взаимодействия с пользователем. Применительно к данной работе и рассматриваемой предметной области (оптика) термин «онтология» следует понимать, как формальное явное описание классов в рассматриваемой предметной области, свойств, описывающих классы, и отношений между ними. Онтология вместе с множеством индивидуальных экземпляров классов составляют базу знаний. Главной целью данной работы является создание прототипа онтологии предметной области «Оптика» в исторической ретроспективе, что позволит наглядно представлять трансформацию оптических идей во времени и пространстве. Впоследствии созданная онтологическая модель должна быть интегрирована в общую онтологию предметной области «Оптика». Работа по созданию прототипа была разбита на три основных этапа (задачи): представление структуры предметной онтологии; формирование геоинформационной (пространственной) составляющей предметной онтологии; формирование временной (хронологической) составляющей предметной онтологии.

At now days knowledge engineering methods as the science of extraction, structurization, representation and processing of knowledge demonstrate great popularity. Ontologies appearance has led to the qualitative leap of means applied for further intellectualization of interaction systems with the user. Regarding to this work the term ontology should be understood as the formal obvious description of classes in considered subject domain, the properties of describing classes, and relations between them. Ontology together with the set of direct classes instances is the knowledge basis. The aim of this work is creation of ontology prototype of subject domain «Optics» in a historical retrospective representing visual transformation of optician ideas in time and space. Subsequently the created ontology model should be integrated into ontology of subject domain «Optics». The work on prototype creation was divided into three basic stages: representation of subject ontology structure; formation of spatial and chronological information components of subject ontology.

Ключевые слова: инженерия знаний, онтология, оптика, концепция, класс, свойство класса, экземпляр класса, база знаний, предметная онтология, геоинформационная составляющая, временная составляющая.
Keywords: knowledge engineering, ontology, optics, concept, class, property of class, class instance, knowledge basis, subject ontology, spatial component, temporal component.
Профессиональные стандарты
В статье представлен концептуальный анализ современных тенденций в электронном обучении, исследуются влияющие на развитие образовательных интернет-платформ факторы и приводится обоснование необходимости использования онтологического подхода, как при структурировании образовательного контента, так и при организации доступа к учебным репозиториям, а также анализ технологических трендов и анализ основных задач, реализация которых позволит эффективно применить онтологический подход к электронному обучению. В качестве иллюстрации практической составляющей работы авторы приводят описания существующих онтологий для систем электронного обучения нового типа. C. 33-41.

The paper presents a conceptual analysis of current trends in e-learning , explores factors influencing the development of educational online platforms and the rationale for the use of the ontological approach, as in the structuring of educational content and access to a learning repository, as well as analysis of technological trends and analysis of main tasks effectively applying the ontological approach to e-learning. As an illustration of the practical issues authors describe existing ontologies for e-learning systems of a new type.

Ключевые слова: электронное обучение, интернет-обучение, онтологии, linked learning, OWL, RDF.
Keywords: e-learning, online learning, ontology , linked learning, OWL, RDF.
Понимание ограниченности вузовского образования для формирования у будущих специалистов умения решать комплексные научно-технические проблемы обусловили временной сдвиг в приобщении детей к инжинирингу на школьную ступень образования. Во всем мире уже получили распространение различные модификации технологии STEM (от англ. «Science» – наука, «Technology» – технология, «Engineering» – инжиниринг, «Mathematics» – математика). В представляемой концепции инженерной азбуки авторы дополнили традиционное понимание STEM региональным социокультурным контекстом населенного пункта, в котором живет ребенок, и модифицировали «STEM» в «SHTEM» – подход (от англ. History – история). С. 16-21.
Авторы представляют разработанный ими вариант системы проведения экспериментальных туров олимпиады по физике с использованием виртуальных лабораторий. Приводится описание используемых технологий. Функциональные особенности виртуальных лабораторий проиллюстрированы на конкретных примерах.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть