Статья написана в соавторстве с А.С. Чирцовым.
Обсуждаются перспективы применения моделирующих программ по физике, ориентированных на использование в заочном обучении. Авторы сравнивают компьютерное моделирование с постановкой эксперимента в традиционной, "бескомпьютерной", форме. Также читатель может познакомиться с принципами работы программы "Физический конструктор".
Различные аспекты использования технологии MOOC в современном очном и заочном обучении рассматриваются на основе накопленного опыта создания, публикации и поддержки пяти онлайн-курсов по физике для учащихся разных возрастных и целевых групп. Анализируются актуальные варианты развития системы онлайн-обучения по курсам физики. Предложены конкретные способы решения проблем, вызванных различиями в интернет-образовании и фундаментальном образовании. На основе проведенного анализа обсуждаются новые подходы к MOOC-обучению как способу решения проблемы организации массового индивидуального образования. В качестве возможных путей комплексных решений сформулированных актуальных проблем предлагаются следующие шаги: 1) создание фундаментальных образовательных ресурсов по базовым знаниям, защищенных от неквалифицированных интерпретаций, 2) новые взвешенные подходы к разработке методов автоматизации разработки электронного образовательного контента, 3) внедрение электронного учебного тестирования с имитацией диалога с обучающимся на основе автоматизированного анализа его ответов и адаптации электронной системы к уровню отдельных пользователей. Предлагаются конкретные версии программных решений, осуществляющих эти действия, а также примеры их практического использования в учебном процессе. C. 68-78.
Various aspects of the use of MOOC TECHNOLOGY in modern full-time and part-time education are considered on the basis of the accumulated experience of creating, publishing and supporting five online courses in physics for students of different age and target groups. The actual variants of the development of a system of online training in physics are analyzed. Specific ways of solving problems caused by differences in Internet education and fundamental education are proposed. Based on the performed analysis, new approaches to MOOC-learning are discussed as a basis for solving the problem of mass individual education. The following steps are proposed as a possible ways for of complex solutions of the formulated actual problems: 1) creation of fundamental educational resources with basic knowledge, protected from unqualified interpretations, 2) new weighted approaches to the development of methods for automating the development of electronic educational content, 3) introduction of electronic educational testing with simulated dialog with the student on the basis of automated analysis of students responses and adaptation of the electronic system to the level of individual users. Specific versions of software solutions that carry out these actions are proposed, as well as examples of their practical use in the educational process.
Ключевые слова: высшее образование, фундаментальное образование, онлайн-обучение, дистанционное обучение, MOOC-технологии, новые подходы, апробация, интерактивные обучающие тесты, ядро знаний.