Автор знакомит читателя с биографией известного математика Э.Л. Поста. Одним из самых заметных его результатов считается интерпретация понятия алгоритм и конструкция, получившая впоследствии название машины Поста.
Статья продолжает материал номера 3/4 за 2000 год. Автор знакомит читателя с вопросами кодирования и декодирования информации. Рассматриваются коды переменной длины, сжатие Хаффмана. Как обычно, учащимся предлагаются задачи по изложенному материалу.
Автор знакомит читателя с некоторыми вопросами передачи информации. В одних случаях исходное сообщение может быть восстановлено без изменений, в других (например, при переводе текста на иностранный язык) восстановление без изменений невозможно. Приведен ряд интересных примеров и упражнений на эту тему, в основном из математики и лингвистики.
Публикуемая статья является фрагментом книги «Информатика: представление данных и алгоритмы», готовящейся к печати. В статье обсуждаются механизмы обработки поисковых запросов, которые становятся актуальными при хранении больших массивов информации. (С. 34-41)
Автор знакомит читателя с биографией известного ученого Клода Шеннона. Шеннону принадлежат заметные результаты в криптографии, в защите баз данных, в работе над искусственным интеллектом.
Статья в значительной степени перекликается со статьей В.Г. Парфенова "Подготовка компьютерщиков-профессионалов". Поставив вопрос о подготовке профессиональных программистов, автор делает ряд выводов о том, каким условиям должна удовлетворять методика такой подготовки.
Затем автор переходит к рассказу об интернет-школе программирования, которая проводится кафедрой компьютерных технологий СПбГИТМО и направлена на работу с потенциальными абитуриентами.
Первоначально материал данной рубрики входил в статью С.Е. Столяра "Интернет-школа программирования в СПбГИТМО" в данном номере журнала. Но, на взгляд редакции, два фрагмента этой статьи лучше соответствуют рубрике "И в шутку и всерьез". В одном из этих фрагментов приведены примеры излишнего увлечения Office'ными технологиями при составлении программы. Во втором автор описывает некоторые проблемы, с которыми, вероятно, придется столкнуться организаторам Интернет-школы.
Статья написана в соавторстве с А. Казаровой. Авторы в шутливой форме знакомят читателя с некоторыми стереотипами школьной информатики и стараются по мере сил развеять эти стереотипы.