Под визуальной средой обучения автор понимает совокупность условий обучения, в которых акцент ставится на использование и развитие визуального мышления ученика. Эти условия предполагают наличие как традиционно наглядных, так и специальных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения.
Статья посвящена анализу визуальной информации и ее восприятия с экрана. Анализ особенностей визуальной информации осуществляется на основе диалектического единства собственно визуальной информации и мышления вообще.
В статье рассматриваются возможности применения слайд-фильмов, позволяющих ученикам последовательно накапливать знания. Объем и содержание доступной за один шаг-кадр информации определяется из соображений разумности и достаточности. Приведены примеры кадров из слайд-фильмов. На диске, прилагаемом к журналу, помещены флэш-презентации к данной статье.
Статья рассказывает о серии слайд-фильмов, которые позволяют учащимся младшей школы разглядывая и наблюдая, усвоить детали внешнего строения различных животных, научиться быстро и легко рисовать животных. На диске к журналу размещены описываемые фильмы. (С. 50-55)
Материал предназначен для молодых учителей-экспериментаторов и методистов, а также для аспирантов и преподавателей педагогических колледжей и вузов. Автор демонстрирует, как даже в самых тяжёлых условиях учителя участвовали в создании собственных разработок. В настоящее время это практически невозможно: несмотря на призывы сверху заниматься творчеством учителя массово вынуждены писать и переписывать учебные планы и программы, которые на следующий же год становятся ненужными. Автор надеется, что этот опыт поможет тем, кто ведёт поиск решений наболевших проблем. C. 8-28.
Публикуемые материалы предназначены для учителей, методистов и психологов, преподавателем педагогических колледжей и вузов, чья научная деятельность нацелена на решение проблем преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе». Описана работа с коллекцией «Смотрим, рисуем и называем» и экспериментальная проверка результатов ее применения в учебном процессе начальной школы. С. 3-23.
Публикуемые материалы предназначены для учителей, методистов и психологов, преподавателей педагогических колледжей и вузов, чья научная и практическая деятельность связана с содержанием предмета «Окружающий мир» в начальной школе. С. 3-24.
Представлен очередной этап работы по проекту «Знаем ли мы, кто живёт рядом с нами». Статья предназначена учителям 3-4-х классов начальной школы и учителям биологии основной и старших классов школы, а также тем, кто пишет и иллюстрирует школьные учебники. С. 3-22.
Автор представляет читателям музыкальный проект, начиная с его главной части – сборника визуальных тетрадей «Звуки, ноты и клавиши». Это не учебник, обеспечивающий полный курс нотной грамоты, а вспомогательное учебное пособие для усвоения наиболее трудных вопросов предмета сольфеджио на начальных этапах его изучения, оформленное в виде специальной книжки о секретах нотного письма. Стр. 3–13.
Автор представляет первое приложение к сборнику «Звуки, ноты и клавиши». Предназначено оно учителям, решившим использовать на своих уроках материалы сборника, а также тем, кто занимается исследованием возможностей изучения нотной грамоты на начальном этапе обучения. В основу текста положены результаты зафиксированные учителями общеобразовательных школ и преподавателями школ дополнительного музыкального образования, применявших материалы этого сборника в 1999-2003 учебные годы) под руководством кандидата пед наук О.А. Павловой (см. Компьютерные инструменты в школе. 2017. № 3. С. 4). С. 3-16.
В этом номере КИШа автор представляет 3-е приложение к сборнику «Звуки, ноты и кла-виши». Предназначено старшим членам семей, решившим применить его материалы для помощи своим детям в знакомстве с азами нотной грамоты. С. 5-15.
В этом году рубрике «Визуальная школа» журнала КИШ будут рассматриваться вопросы, посвящённые наиболее важным вопросам начального математического образования. Статья посвящена изучению младшими школьниками таблицы умножения. Публикуемые материалы предназначены для учителей, методистов и психологов, преподавателей педагогических колледжей и вузов, чья научная и практическая деятельность связана с содержанием предмета «Математика» в начальной школе. С. 7-18.
В продолжении материала, опубликованного в №4 / 2019, завершаем обсуждение проблемы «замусоривания» сети Интернет (конкретно – ее русскоязычного сегмента – Runet) ненужной информацией и практического отсутствия в ней требуемых школьникам учебных знаний. Обсуждается три основных вопроса: цифры и числа, закон умножения натуральных чисел и терминология наименований результатов арифметических действий, которые составляют фундамент начального обучения арифметике. С. 10-24.
Продолжаем обсуждение «образовательного участка» Runet’а – русскоязычного сегмента сети Интернет, которая была когда-то призвана стать надежным и доступным источником достоверной информации (в том числе учебной), но слишком часто вместо этого становится источником ошибок в обучении – особенно в начальной школе. В статье показывается путь, по которому шли участники проекта «Визуальная школа», руководствуясь правилом: «Лучше скромная математика, хорошо усвоенная, чем недоступная математика, которую ненавидят, что хуже, чем полное отсутствие математики». С. 5–15.
«Визуальная школа» – это неформальное научно-исследовательское образовательное объединение ученых, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также учителей-экспериментаторов школ, лицеев и гимназий города Мурманска и Мурманской области. В своих поисках мы шли «в стороне от всех», и я считаю, что этот опыт уникален. В рубрике «Визуальная школа» журнала «Компьютерные инструменты в школе» вниманию читателей будут предложены материалы, вызвавшие наибольший интерес посетителей сайта. В этом году мы планируем представить два цикла статей, посвященных самым маленьким школьникам. Первый из них – «Коллекция «Смотрим, рисуем и называем» на сайте vischool.rxt.ru» – посвящен предмету «Окружающий мир». C. 3-16.
В статье даётся второе приложение к сборнику «Звуки, ноты и клавиши» в помощь учителям и методистам детских музыкальных школ и школ искусств, использующих визуальные музыкальные средства обучения в процессе освоения нотной грамоты. Особое внимание уделяется заданиям сугубо профессионального и творческого характера (пение, сочинения и анализ). С. 5-17.
В статье представлено описание эксперимента, посвящённого вводному этапу изучения таблицы умножения в начальной школе. Особенностью данного эксперимента является применение оригинального метода исследования - это создание словесного портрета ученика и анализ динамики его развития в данный период процесса обучения. Предоставленные в статье материалы будут полезны для учителей, методистов и психологов, преподавателей педагогических колледжей и вузов, чья научная и практическая деятельность связана с обучением математике детей младшего школьного возраста. С. 6-20.
В данной статье автор возвращается к одному из самых сложных в настоящее время вопросов, поставленных в предыдущем номере журнала: «Как исправить положение с изучением таблицы умножения при групповом обучении в начальной школе?». С. 6-18.
Хранилища информации в Internet – это сайты и порталы. Значительная часть из них заполнена образовательным контентом. Но вопреки первоначальным ожиданиям учебные знания в них практически утеряны. Из-за свободы доступа в Runet теперь начинающие школьники могут узнать многое, хотя то, что именно полезно изучить, знают немногие. В данной статье обсуждается очень узкий круг вопросов. Их всего три: цифры и числа, закон умножения натуральных чисел и терминология наименований результатов арифметических действий. Но именно они составляют фундамент начального обучения арифметике, на основе которого строится всё школьное обучение математике. С. 8-19.
Авторы ставили своей задачей отыскать такое программное средство, которое бы позволяло учителю разрабатывать собственные оригинальные дидактические материалы, но при этом исключало бы необоснованные дополнительные затраты времени при подготовке учителя к уроку.
Соавт.: А.Г.Барышкин. Статья является продолжением статьи из номера 3 за 2005 год.Авторы описывают применение основных классических компонентов дизайна в визуализации учебной математической теории: дискретность, дифференциация, лаконичность, связность и ударение.
Статья рассказывает о комплекте, в который входят два слайд-фильма, дающие начальные представления о механических часах с круглым циферблатом и двумя стрелками, и две визуальные игрушки, предоставляющие возможность отработать основные навыки работы с такими часами. Комплект размещен на диске к журналу.