Автор приводит в качестве примера использования компьютерных моделей два сюжета, опробованных им на практике: урок-исследование и решение задач с последующей проверкой на компьютере. После этого приведен подробный анализ нескольких компьютерных моделей, которые можно использовать на уроке физики.
Автор рассказывает о возможностях компьютерного моделирования, которое позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали. Приведен ориентировочный план урока и описание хода урока.
Авторы представляют разработанный ими вариант системы проведения экспериментальных туров олимпиады по физике с использованием виртуальных лабораторий. Приводится описание используемых технологий. Функциональные особенности виртуальных лабораторий проиллюстрированы на конкретных примерах.
Развитие творческого мышления учащихся методами ТРИЗ-педагогики
Новые стандарты ориентируют школу на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей педагогам необходимы особые средства. Разработкой такого инструментария занимается ТРИЗ-педагогика. Одной из целей ТРИЗ-педагогики является научить детей решать открытые (творческие, эвристические, жизненные) задачи. В статье рассмотрены два вида открытых задач: исследовательские и изобретательские задачи, приведены примеры открытых задач и контрольные ответы к ним.
New standards guide the school on the growth of the creative potential of students, their readiness to use «universal educational action in real-life situations». It is obvious that to achieve these goals, teachers need special tools. The development of such tools is engaged in TRIZ-pedagogics. One of the goals of TRIZ-pedagogics is to teach children to solve open (creative, heuristic, life) of the problem. The article discusses two types of open tasks: research and inventive problems, are examples of open tasks and answers to them.
Ключевые слова: открытая задача, исследовательская задача, изобретательская задача, творческая задача, мышление, креативное мышление, образование, современное образование, ТРИЗ, ТРИЗ-педагогика.
Keywords: the open task, the research task, inventive problem, the creative task, thinking, creative thinking, education, advanced education, TRIZ ,TRIZ-pedagogics.
Развитие творческого мышления учащихся методами ТРИЗ-педагогики
Статья - скорее не рассказ о возможном применении компьютера для преподавания физики, а классификация тех многочисленных программ, что уже существуют, описание принципов их взаимодействия с учеником, рекомендации по использованию. В приложении к статье приведен перечень компьютерных программ по физике для IBM-совместимых компьютеров, содержащий более 50 позиций.
Развитие творческого мышления учащихся методами ТРИЗ-педагогики
В настоящей статье представлена четвертая лабораторная модель виртуального комплекса по физическим основам цифровой электронной обработки информации, демонстрирующая работу логического элемента «НЕ» в транзисторно-транзисторной логике. Приведены описания и иллюстрации функционирования устройства в цифровых режимах. Предполагается продолжение цикла статей, посвященных иным входящим в комплекс моделям.
This article presents the fourth laboratory model of a virtual set of physical principles of digital electronic data processing, demonstrating the work of logic gate “NOT” in transistor-transistor logic. The paper presents the description and illustration of the device for the digital modes.
Continuation of a series of articles devoted to other models included into a complex is supposed.
Ключевые слова: компьютерное моделирование в учебном процессе, виртуальная лаборатория, математическое моделирование электронных устройств, полупроводниковая цифровая электроника.
Keywords: computer modeling in educational process, virtual laboratory, mathematical modeling of electronic devices, semi-conductor digital electronics.