В статье представлен обзор наиболее интересных и показательных с точки зрения автора решений, представленных на всероссийском форуме «Образовательная среда-2010». Рассмотрены такие области, как дистанционное обучение, электронный документооборот, лабораторное оборудование, интерактивное оснащение учебных классов, «умные» игрушки. Выведены основные тенденции информатизации российского образования.
The review of the most interesting and representative solutions from the All-Russian forum "Educational environment 2010" is presented. Distance learning, electronic document flow, laboratory equipment, interactive classroom equipment, "smart" toys are considered. Main trends in Russian education informatization are derived.
Ключевые слова: образование, образовательная среда, всероссийский форум, дистанционное обучение, электронный документооборот, лабораторное оборудование, интерактивное оснащение учебных классов, «умные» игрушки, музей занимательной науки.
Keywords: education, educational environment, All-Russian forum, distance learning, electronic document flow, laboratory equipment, interactive classroom equipment, "smart" toys, interactive science museum.
В статье предложен подход к разработке системы поддержки геометрических задач, в которой описание задачи строится на специально разработанном предметно-ориентированном языке, так что алгоритм решения задачи, подготовленный в какой-либо системе динамической геометрии, может быть верифицирован на формальном описании задачи. Приведено сравнение данного подхода с другими, рассмотрен формат хранения задач на геометрическом предметно-ориентированном языке. Описание проиллюстрировано примерами задач.
The article presents an approach to the development of the system that supports geometric problems with the formal verification of their solution. This is achieved by the description of problems' statements with the specially developed domain-specific language that specifies a set of predicates that should hold for the construction made by a student. The system has two modules: teacher’s module and student’s module. Several examples of problems are presented.
Ключевые слова: предметно-ориентированный язык, конструктивные геометрические задачи, система «1С: Образование 4.0 Школа», Java.
Keywords: domain-specified language, constructive geometric tasks, GeoGebra, Java.
В статье рассматривается подход к автоматизации верификации задач в области цифровой обработки сигналов с использованием предметно-ориентированного языка системы WiseTasksDSP, которая разрабатывается авторами статьи. Демонстрируется пример, связанный с нахождением верхней граничной частоты спектра дискретного сигнала и проверки частоты дискретизации на ее допустимость для точного (без потерь информации) восстановления непрерывного сигнала из дискретного. Кроме того, упоминаются другие задачи, в которых применение системы WiseTasksDSP может оказаться эффективным.
The present paper discusses a new approach to task verification automation in the field of digital signal processing. The suggested approach employs a special domain-specific language of the WiseTasksDSP system, which has been developed by the authors. The example illustrating the effectiveness of the approach is concerned with finding the upper frequency limit of a continuous signal and the sampling rate of a discrete signal for the purpose of reconstructing the continuous signal from a discrete signal without information loss (Kotelnikov theorem). Furthermore, other problems are mentioned, where the application of WiseTasksDSP might prove to be useful.
Ключевые слова: предметно-ориентированный язык, цифровая обработка сигналов, Java, MATLAB.
Keywords: domain-specific language, digital signal processing, MATLAB, Java.
Статья посвящена имитационному моделированию квантового алгоритма Дойча в среде MATLAB/Simulink.
The article is devoted to quantum Deutsch’s algorithm simulation in the MATLAB/Simulink environment.
Ключевые слова: квантовый алгоритм Дойча, MATLAB, Simulink.
Keywords: quantum Deutsch’s algorithm, MATLAB, Simulink.
Статья рассказывает об интернет-словаре неологизмов русского языка «Кузница», разработанном автором статьи в 2007-2008 годах, находящемся по электронному адресу www.cuznitsa.spb.ru. Она раскрывает цели создания, возможности, принцип работы сайта, описывает его интерфейс, объясняет отличие этого сайта от свободной энциклопедии «Википедия».