Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация


Доктор технических наук, профессор СПбГПУ.

Статьи автора:

Авторы рассматривают статью как методические указания по созданию и использованию виртуальных лабораторий, разработанных на базе пакета Model Vision Studium. Эти лабораторные работы направлены не только на компьютерное моделирование, но и на межпредметные связи.
Статья написана в соавторстве с Сениченковым Ю.Б. и Новик Л.В. В статье рассказано о результатах тестирования, проведенного международной ассоциацией CoLoS. Цель тестирования состояла в проверке уровня преподавания физики в разных странах, для сравнения была выбрана тема "Ньютоновская механика". Помимо традиционной формы проверки, связанной с решением задач, школьникам предлагали компьютерные эксперименты с анализом их результатов.
Статья продолжает материалы номеров 1 и 2 за 2003 год. Авторы рассматривают статью как методические указания по созданию и использованию виртуальных лабораторий, разработанных на базе пакета Model Vision Studium. Эти лабораторные работы направлены не только на компьютерное моделирование, но и на межпредметные связи.
Автор рассказывает о конференции, в которой принимали участие многие известные ученые, и в их числе несколько постоянных авторов нашего журнала. Статья содержит приглашение на следующую конференцию и следующую школу-семинар в 2004 году.
Статья является откликом на статью декана факультета педагогического образования МГУ Н.Х. Розова "Компьютер и учебный процесс". Обе статьи посвящены особенностям компьютерного обучения и необходимости найти ему соответствующее место в образовательном процессе. Также в обеих статьях поставлен вопрос о методике использования компьютерных образовательных инструментов в учебном процессе.
Автор знакомит читателя с американским журналом "Компьютерные приложения в инженерном образовании", который издается с 1992 года. Журнал затрагивает различные аспекты применения компьютеров при обучении. Автор проводит ряд параллелей с журналом "Компьютерные инструменты в образовании".
Статья посвящена вопросам подготовки абитуриентов. В ней рассказывается, в частности, о подготовительном отделении, задача которого, с одной стороны, в том, чтобы ликвидировать пробелы в образовании абитуриентов, а с другой стороны, обеспечить ВУЗам возможность зачислить в ряды своих студентов действительно самых способных школьников.
Статья посвящена очередной конференции организации CoLoS (Conceptual Learning of Science). Автор знакомит читателя с сюжетами докладов.
В статье обсуждается вопрос о проектировании школьного курса информатики. Проанализирован ряд возможных типов курса с перечислением их плюсов и минусов.
В статье приведены идеи по преподаванию информатики в школе, поводом для обсуждения которых стали доклады на традиционной международной конференции школьников (Сахаровские Чтения).
Статья написана в соавторстве с Ю.Б. Сениченковым. Статья продолжает материал из номера 3/4 за 1998 год. Авторы рассматривают несколько простых примеров, позволяющих понять, как можно нарисовать динамический образ изучаемых в школьной физике объектов, используя средства "Аниматора" и как, с его же помощью, нарисовать "ручки", "движки", "кнопки", с помощью которых можно будет влиять на поведение объекта, изменяя значения требуемых параметров модели по ходу эксперимента.
Автор знакомит читателей с основами математического моделирования на примере моделирования колебаний математического маятника. Для этого использовался программный продукт MODEL VISION.
В этой статье кратко описывается новая версия пакета MvStudium 5.0., которая станет доступна пользователю весной 2008 года. Существенным принципиальным отличием является появление блоков с контактами. Таким образом, в пакете появляется возможность реализовать «физическое моделирование», доступное пользователям Matlab и Modelica. Однако пользователи MvStudium 5.0 смогут создавать сложные событийно-управляемые устройства, с практически произвольной логикой переключений. Важным для пользователей отличием является усовершенствованный редактор уравнений и функциональных схем. (С. 33-39)
Обсуждается важность новых активных методов изучения учебного матириала, основой которых является обратная связь, используемая для "подгонки программы" под ученика. Описана компьютерная среда Nickels, дающая возможность активного изучения материала. На диске к журналу - презентация, посвященная порталу Nickels-4, подготовленная Алексеем Разгуляевым. (С. 19-25)
Обсуждается опыт применения сред визуального моделирования сложных динамических систем в образовании на примере семейства отечественных сред MvStudium. Сделана попытка проанализировать успехи и неудачи научной группы MvStudium, сотрудничающей с журналом «Компьютерные инструменты в образовании» на протяжении пятнадцати лет.

Operational experience of using visualenvironments for modeling and simulation complex dynamical systems developed by MvStudium scientific group in research and education is considered. Successful and unsuccessful Projects embodied with «Computer Tools in Education»during fifteen yearsare analyzed.

Ключевые слова: объектно-ориентированное моделирование, среды визуального моделирования сложных динамических систем, вычислительный эксперимент.
Keywords: object-oriented modeling, visual environment for modeling and simulation complex dynamical systems, computer experiment.
Авторы делятся опытом применения «виртуальных лабораторий» в ходе изучения темы «Моделирование» на уроках информатики в школе и в вузе. С. 32-40.
Проведен анализ рынка труда с точки зрения востребованности выпускников университетов с инженерной подготовкой в сфере информационных технологий. Выполнен обзор образовательных программ всех уровней высшего образования, направленных на подготовку специалистов в области компьютерного моделирования систем. Выполнена оценка удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников. Обоснована необходимость корректировки образовательных программ. C. 51-60.

A program to determine the asymptotic efficiency of convolution codes, simulating the passage of a text message on guided and unguided (radio) transmission medium is considered. The program was designed for the purpose of teaching students the principles of formation and functioning of error correction codes.

Ключевые слова: инженерное образование, информационные технологии, инструментальные среды моделирования, образовательные программы, рынок труда.
Keywords: informational technologies, tools for modeling and simulation, engineering education, labour-market, Summary.
Проект InMotion в качестве одной из целей ставит создание новых учебных курсов для будущих инженеров по математическому моделированию и компьютерным технологиям моделирования сложных динамических систем. Новые учебные курсы базируются на учебниках и задачниках, разработанных участниками проекта. В будущем книги станут свободно доступными студентам как на английском, так и на русском языках. В этой статье дается краткая характеристика проекта и приводятся тексты только введений к учебникам. Помимо учебников уже разработаны дистанционные курсы, которые по окончании проекта будут свободно распространяться в интернете. О самом проекте и первых впечатлениях от разработанных новых курсов читайте в следующей статье. C.52-68.

The InMotion project sets as one of its goals the creation of new training courses for future engineers in mathematical modeling and computer technologies for modeling complex dynamic systems. New courses are based on textbooks and books of problems developed by project participants. In the future, books will be freely available to students in both English and Russian.
This article provides a brief description of the project and presents the original introductions to the books. In addition to textbooks, eLearning courses have already been developed, which at the end of the project will be freely distributed on the Internet. Details on the project itself and the first impressions of the new courses developed will be presented in a future article.

Ключевые слова: математическое и компьютерное моделирование, объектно-ориентированное моделирование, моделирование сложных динамических систем, Simulink, OpenModelica, SystemModeler, Rand Model Designer, ISMA.
Keywords: mathematical and computer modeling, object-oriented modeling, modeling of complex dynamical systems, Simulink, OpenModelica, SystemModeler, Rand Model Designer, ISMA.
Международный проект InMotion (Германия, Испания, Словения, Россия, Малайзия) в рамках программы европейского союза Erasmus+ был посвящен разработке электронных и дистанционных курсов «Компьютерное моделирование» для инженеров. Авторами проекта предлагается включить моделирование в число фундаментальных инженерных курсов. Для методического обеспечения новых дисциплин были разработаны учебные планы, традиционные учебники и их электронные версии, и дистанционные курсы. (Испания, Словения, Россия). В статье обсуждается опыт преподавания новых дисциплин в течении 2019-2020 учебного года в университетах участников проекта. C. 87-98.

The international project InMotion (Germany, Spain, Slovenia, Russia, Malaysia) within the framework of the European Union Erasmus+ program was dedicated to the development of electronic and distance courses “Computer modeling” for engineers. The authors of the project propose to include modeling in the number of fundamental engineering courses. To provide methodological support for new disciplines, curricula, traditional textbooks and their electronic versions, and distance courses were developed. (Spain, Slovenia, Russia). The article discusses the experience of teaching new subjects during the 2019-2020 academic year at the universities of the project participants.

Ключевые слова: математическое и компьютерное моделирование для инженеров, объектно-ориентированное моделирование, сложные динамические системы, средства моделирования и имитационного моделирования в образовании, проект InMotion.
Keywords: mathematical and computer modeling for engineers, object-oriented modeling, complex dynamical systems, tools for modeling and simulation in education, InMotion project.
В статье обсуждаются проблемы, связанные с электронным и дистанционным образованием. Приводятся нормативные документы, мнения о готовности нашей образовательной системы применять новые методы и средства обучения, связанные с цифровыми технологиями. Ставится вопрос о унификации понятий и терминов, относящихся к образовательным цифровым технологиям. С. 85-104.

The problems concerning e learning and distance learning are discussed. State regulations and assessments of teachers about preparedness our educational system to use new digital technologies are sited. It is suggested to start discussion about unification notions and terms attributed to educational digital technologies.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, образовательные цифровые технологии, образовательные системы, методы и средства обучения.
Keywords: e-learning, distance learning, digital educational digital technologies, teaching methods and tools.
С. 74–75.
Статья продолжает серию статей "Уроки моделирования" и посвящена деятельности одной из международных ассоциаций университетов, названной CoLoS (Conceptual Learning of Science - концептуальное изучение науки). Наряду с историей создания ассоциации, автор приводит ряд аргументов в пользу "виртуальных лабораторий", поскольку графические возможности новой техники позволяют воссоздавать поведение реальных физических объектов в трехмерном пространстве.
Данная статья описывает возможности пакета математического моделирования сложных динамических систем “MvStudium” для «физического» (покомпонентного) моделирования. Авторы описывают процесс подобного моделирования на примере моделирования процессов, происходящих в электрических цепях.
Статья рассматривает компьютерные среды с разных точек зрения, рассказывает о применении МvStudium в учебном процессе.
В статье представлен вариант учебного курса «Введение в профессиональную деятель-ность»footnote{Курс был разработан для проекта InMotion: «Новые стратегии обучения инженеров с использованием сред визуального моделирования и открытых учебных платформ»~url{http://www.inmotion-project.net/index.php/ru/}.} для студентов первокурсников, будущих специалистов в области информационных технологий. Студентам предлагается с помощью отечественной среды визуального моделирования Rand Model Designer разработать компьютерную игру, пройдя все этапы создания программного обеспечения. Обсуждаются возможности использования системы поддержки учебных курсов SAKAI. С. 16-38.

A variant of the course «Introduction to Professional Activity» for first-year students in the field of Informational Technologies is discussed. Students are encouraged to develop a computer game using the domestic environment of visual modeling named Rand Model Designer gradually, going through all the stages of creating software. The possibilities of using the SAKAI system for the support of training courses are discussed.

Ключевые слова: обучение математическому и компьютерному моделированию, объектно-ориентированное моделирование, технологии компьютерного моделирования, компьютерное моделирование для начинающих.
Keywords: mathematical and computer modeling courses, object-oriented modeling, computer modeling technologies, computer modeling for beginners.
Приводится краткое описание новой версии среды визуального моделирования MvStudium, выпущенной под новым именем Rand Model Designer. Новая версия поддерживает технологию «физического» моделирования, хорошо известную пользователям пакетов на базе языка моделирования Modelica. Обсуждаются возможности и условия получения новой версии преподавателями школ и университетов, студентами и аспирантами для некоммерческого использования.

New version of ModelVision Studium is presented. The new version has the new name, which is Rand Model Designer. Rand Model Designer supports “Physical” modeling thechnolody, well known to users of tools based on Modelica language. It is disscused a way how to get new version for non-commercial using by teacher and students.

Ключевые слова: визуальное моделирование сложных динамических систем, объектно-ориентированное моделирование, промышленное проектирование на базе моделирования.
Keywords: visual modeling of complex dynamical systems, object-oriented modeling, physical modeling and simulation technology.
Работа выполнена в рамках проекта InMotion (ERASMUS+) «Новые стратегии обучения инженеров с использованием сред визуального моделирования и открытых учебных платформ». Целью работы был сравнительный анализ образовательных программ стран-партнеров, включающих pagebreak курсы, посвященные компьютерному моделированию. Были собраны и проанализированы программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов (название и содержание курсов, относящихся к компьютерному моделированию, как основных, так и курсов по выбору, количество лекционных часов, количество и тематика лабораторных работ, роль самостоятельной подготовки, темы выпускных работ), для того чтобы понять, насколько хорошо будущие инженеры владеют методами и технологиями компьютерного моделирования, учитывая, что моделирование и проектирование на базе моделирования все шире применяются в современном производстве. Результаты работы предварительно обсуждались на конференции I3M 2017 (Барселона). С. 45-57 (на англ.).

The paper deals with outcomes of a working package in the InMotion ERASMUS+ project, in which European partners should help establish improved programs with modelling and simulation content in Malaysia and Russian Federation. The analytical review and the analysis of educational programs with computer modelling and simulation engineering content was accomplished with the aid of a survey sent to partner and non-affiliated universities worldwide. The answers were analysed for bachelor, master and Ph.D. programs with regard to the basic information (duration, contact hours and individual work, final work, practical orientation of the program and elective courses), curricula and competencies. The final part is devoted to investigating whether there are some bachelor, master and Ph.D. programs that are completely in the area of modelling and simulation. We were able to find only one example of such institution in US.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, подготовка инженеров, образовательные программы для бакалавров и магистров.
Keywords: education, curriculum, syllabus, computer modelling and simulation engineering.
Технология проектирования сложных динамических систем, основанная на МОДЕЛИРОВАНИИ, все больше завоевывает популярность на предприятиях в разных странах мира, в том числе и в России. Готовы ли университеты «поставлять» промышленности специалистов, способных проектировать новые устройства, строя компьютерные модели и экспериментируя с ними?
В работе рассматриваются различные технологии создания виртуальных лабораторий, используемых для обучения естественно-научным и техническим дисциплинам в школах и университетах. Особое внимание уделяется технологиям создания лабораторий с помощью сред визуального моделирования: Matlab-Simulink, LabView, OpenModelica, MapleSim, System Developer, AnyDynamics, SimInTech. Предлагается начать обсуждение проекта «Публичные виртуальные библиотеки» на страницах журнала «Компьютерные инструменты в образовании». С. 108-132.

The paper discusses various technologies for creating arbitrary, applicable laboratories for teaching natural science and technical disciplines in schools and universities. Particular attention is paid to creation technologies using laboratory simulation tools: Matlab-Simulink, LabView, OpenModelica, MapleSim, System Developer, AnyDynamics, SimInTech. It is proposed to start a discussion of the project “Public Virtual Libraries” on the page of the journal “Computer Tools in Education”.

Ключевые слова: компьютерные модели, виртуальные лаборатории, универсальные среды визуального моделирования, электронные образовательные ресурсы.
Keywords: computer models, virtual laboratories, universal visual modeling environments, electronic educational resources.
Cтатья продолжает цикл о MvStudium, начатый в №№ 1, 2, 3 за 2007 г., Рассказывает о четырех способах построения динамических систем в данной среде.
Открыто
Сообщение о предстоящей конференции КОМОД-2013.

Ключевые слова: компьютерное моделирование.
Статья продолжает материалы номера 1 за 2003 год. Авторы рассматривают статью как методические указания по созданию и использованию виртуальных лабораторий, разработанных на базе пакета Model Vision Studium. Эти лабораторные работы направлены не только на компьютерное моделирование, но и на межпредметные связи. На диске, прилагаемом к журналу, размещены программные материалы к данной статье.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть