Новые методв обучения
Рассмотрены варианты оправданного использования технологий трехмерных стереоскопических компьютерных визуализаций для демонстрационного сопровождения курсов физики. Созданный действующий макет демонстрационной двухпроекторной стереоскопической установки для учебной аудитории использован для апробации сформулированных идей в реальном учебном процессе. Использование стереоскопических изображений оправдано при демонстрации сложных существенно трехмерных моделей физических систем. Для создания последних использовались возможности графической среды 3ds Max и реализованных в виде интерактивных Java-апплетов оригинальных программ – конструкторов физических моделей. Обнадеживающими и перспективными представляются результаты первых опытов по созданию представляющих интерес для физики стереоскопических визуализаций проекций в трехмерное пространство изображений систем с большими размерностями, например – четырехмерного пространства-времени Минковского.
The ways of rational usage of 3D-stereoscopic technologies for teaching physics are considered. Formulated pedagogic ideas have been checked in real classes equipped by the double-projector system specially constructed for the lecture halls. The tested stereoscopic technologies are attractive for demonstrations of computer models of complicated 3-dymesional physical systems. Ones were comfortably created using the 3ds Max graphic software and interactive Java-applets specially developed for modeling in physics. Interesting and reassuring results have been obtained in experimental demonstrations of 3D-stereoscopic projections of multidimensional systems interested for modern physics, for instance - 4D Minkovsky's space-time.
Ключевые слова: компьютерное моделирование в физике, 3D- визуализации, виртуальная реальность, стереоскопические визуализации, многомерные пространства.
Keywords: computer simulations, 3D-visualization, virtual reality, stereoscopic visualizations, multidimensional space.
В работе рассматриваются новые варианты использования компьютерных технологий в обучении экспериментальной физике. Обсуждается возможность усиления лабораторной работы «Газовый разряд в воздухе при пониженных давлениях» с помощью использования компьютерных технологий. Интенсификация чисто экспериментальной работы осуществляется путем ее дополнения заданиями компьютерного моделирования с целью превращения чисто учебной работы в мини-исследование, самостоятельно выполняемое студентами. Обсуждаются варианты микро- и макромоделирования газового разряда. Представлены результаты тестовых измерений в совокупности с данными численного моделирования. Предложены дополнительные новые шаги в направлении развития симбиоза лабораторного практикума с численным моделированием. С. 44-59.
The paper presents new applications of computer technologies to the teaching of experimental physics. The upgrades of the laboratory sessions «Investigation spontaneous gas discharge in air» by computer simulation of gas discharge plasma has been proposed as a way of transformation of experimental training up to the self-sufficient student’s research. The ways of plasma micro- and macro modeling are discussed. The comparison of experimental data with plasma macro modeling results are presented together with some next steps of development of symbiosis between lab experiments and computer-simulations.
Ключевые слова: численное моделирование, лабораторный практикум, исследовательская работа студентов, тлеющий разряд, газоразрядная плазма, катодный слой, положительный столб.
Keywords: numerical modeling, laboratory, analytical research work of students, glow discharge, gas discharge plasma, the cathode layer, positive coulomb.
Новые методы обучения
Рассмотрены оригинальные варианты использования в учебном процессе электронных аналогов традиционных форм обучении физике: лекционных занятий, лабораторных практикумов, консультаций и опросов. Проанализирован опыт их систематических разработок с использованием широкодоступных стандартных средств разработки, накопленный в ходе создания серии электронных сборников мультимедийных материалов по углубленному курсу общей физики для классических университетов.
Several original examples of usage in teaching process electronic prototypes of traditional lectures, laboratory sessions, discussions and tests are discussed. It is also considered the experience of these prototypes creation for collection of multimedia teaching recourses in physics by means of standard software.
Ключевые слова: физика, компьютерное моделирование, мультимедийные технологии, интерактивное тестирование, телокоммуникационные технологии, обучающее видео, виртуальные тренажеры.
Keywords: physics, computer simulations, multimedia technologies, interactive tests, telecommunications, teaching video, virtual simulator.