В статье представлены результаты разработки подхода для автоматизации процесса загрузки данных из наукометрических баз данных в базу знаний университета. Описаны основные проблемы обработки информации о публикациях. Особое внимание в статье уделено вопросу идентификации авторов публикаций, являющихся сотрудниками университета. Реализация предложенного подхода в информационной системе университета позволила оптимизировать трудозатраты сотрудников по наполнению базы знаний университета, а также повысить качество хранимых данных. C. 3-13.
In this paper authors present the results of the development of an approach to automate the loading of data from scientometric databases into the University knowledge base. The basic problem of processing information about publications is described. Particular attention is paid to the identification when the authors of this publication are the university employees. The implementation of the proposed approach has allowed the university to optimize labor costs of employees to fill the University knowledge base, as well as improve the quality of the stored data.
Ключевые слова: наукометрические базы данных, автоматизация, публикация, авторы, соавторы, Web of Science, Scopus, РИНЦ, идентификация авторов, аффилиация, информационная система.
Keywords: scientometric database, automation, publishing, authors, co-authors, Web of Science, Scopus, Russian Science Citation Index, identification of the authors, affiliation, information system.
В статье описываются разработка и методы наполнения онтологий для системы ECOLE. Система ECOLE является системой дистанционного обучения, функционал которой основан на работе с онтологиями. С помощью разработанных алгоритмов в системе производится автоматизация сбора и поддержки учебных материалов из внешних источников. Разработанные методы наполнения онтологий позволяют создавать дополнительные связи между объектами на основе информации в самих объектах. Анализ косвенных семантических связей между объектами учебных курсов позволяет оценивать качество и состояние учебной программы. С. 48-60.
The paper describes the development of ontologies and methods of ontology population for the ECOLE system. ECOLE is the online eLearning system which functionality is based on several ontologies. Designed algorithms allow gathering educational material from external resources. The methods of ontology population allow creating additional relations between objects using the information of the objects. Analysis of semantic relations between the objects of educational courses allows evaluating the quality and status of educational program.
Ключевые слова: cемантические сети, cвязанные данные, онтологии, анализ учебных материалов, NLP алгоритмы.
Keywords: semantic web, linked data, ontologies, analysis of educational content, NLP algorithms.
Авторы представляют вниманию читателей свой образовательный проект «Развивающий инжиниринг для малышей», реализованный в 2016/17 учебном году в ЦО 1678 «Восточное Дегунино» совместно с лабораторией профессионального развития в образовании ИСП МГПУ. В статье рассказано о разработанной для воспитанников подготовительных групп инженерной азбуке, в которой каждая буква связана с одним из изобретений русского инженера В.Г. Шухова. С. 45-50.
В настоящее время оказываются все более востребованными методы инженерии знаний – науки об извлечении, структурировании, представлении и обработке знаний. Появление онтологий и средств их разработки привело к качественному скачку, направленному на дальнейшую интеллектуализацию систем взаимодействия с пользователем. Применительно к данной работе и рассматриваемой предметной области (оптика) термин «онтология» следует понимать, как формальное явное описание классов в рассматриваемой предметной области, свойств, описывающих классы, и отношений между ними. Онтология вместе с множеством индивидуальных экземпляров классов составляют базу знаний. Главной целью данной работы является создание прототипа онтологии предметной области «Оптика» в исторической ретроспективе, что позволит наглядно представлять трансформацию оптических идей во времени и пространстве. Впоследствии созданная онтологическая модель должна быть интегрирована в общую онтологию предметной области «Оптика». Работа по созданию прототипа была разбита на три основных этапа (задачи): представление структуры предметной онтологии; формирование геоинформационной (пространственной) составляющей предметной онтологии; формирование временной (хронологической) составляющей предметной онтологии.
At now days knowledge engineering methods as the science of extraction, structurization, representation and processing of knowledge demonstrate great popularity. Ontologies appearance has led to the qualitative leap of means applied for further intellectualization of interaction systems with the user.
Regarding to this work the term ontology should be understood as the formal obvious description of classes in considered subject domain, the properties of describing classes, and relations between them. Ontology together with the set of direct classes instances is the knowledge basis.
The aim of this work is creation of ontology prototype of subject domain «Optics» in a historical retrospective representing visual transformation of optician ideas in time and space. Subsequently the created ontology model should be integrated into ontology of subject domain «Optics». The work on prototype creation was divided into three basic stages: representation of subject ontology structure; formation of spatial and chronological information components of subject ontology.
Ключевые слова: инженерия знаний, онтология, оптика, концепция, класс, свойство класса, экземпляр класса, база знаний, предметная онтология, геоинформационная составляющая, временная составляющая.
Keywords: knowledge engineering, ontology, optics, concept, class, property of class, class instance, knowledge basis, subject ontology, spatial component, temporal component.
Профессиональные стандарты
В статье представлен концептуальный анализ современных тенденций в электронном обучении, исследуются влияющие на развитие образовательных интернет-платформ факторы и приводится обоснование необходимости использования онтологического подхода, как при структурировании образовательного контента, так и при организации доступа к учебным репозиториям, а также анализ технологических трендов и анализ основных задач, реализация которых позволит эффективно применить онтологический подход к электронному обучению. В качестве иллюстрации практической составляющей работы авторы приводят описания существующих онтологий для систем электронного обучения нового типа. C. 33-41.
The paper presents a conceptual analysis of current trends in e-learning , explores factors influencing the development of educational online platforms and the rationale for the use of the ontological approach, as in the structuring of educational content and access to a learning repository, as well as analysis of technological trends and analysis of main tasks effectively applying the ontological approach to e-learning. As an illustration of the practical issues authors describe existing ontologies for e-learning systems of a new type.
Ключевые слова: электронное обучение, интернет-обучение, онтологии, linked learning, OWL, RDF.
Keywords: e-learning, online learning, ontology , linked learning, OWL, RDF.
Понимание ограниченности вузовского образования для формирования у будущих специалистов умения решать комплексные научно-технические проблемы обусловили временной сдвиг в приобщении детей к инжинирингу на школьную ступень образования. Во всем мире уже получили распространение различные модификации технологии STEM (от англ. «Science» – наука, «Technology» – технология, «Engineering» – инжиниринг, «Mathematics» – математика). В представляемой концепции инженерной азбуки авторы дополнили традиционное понимание STEM региональным социокультурным контекстом населенного пункта, в котором живет ребенок, и модифицировали «STEM» в «SHTEM» – подход (от англ. History – история). С. 16-21.
В работе рассмотрены основные аспекты построения системы автоматизированного тестирования с целью проверки практических и самостоятельных работ слушателей в рамках изучения дисциплины «Веб-программирование PHP» на базе образовательного центра Компьютерного проектирования и дизайна, Университет ИТМО. Основная идея заключается в применении модульного тестирования (юнит тестирование) для проверки практических и самостоятельных работ. В статье рассмотрена архитектура построения взаимодействия между системой дистанционного обучения Moodle, системой тестирования IServer и системой контейнеризации docker. Применение системы контейнеризации docker позволяет достигнуть безопасного исполнения кода слушателей без риска взлома системы тестирования и нарушения учебного процесса. С. 69-78.
The paper deals with the main aspects of designing a system of automated testing to test the practical and independent work of students in the discipline ``PHP Web-programming'' based on the educational center of Computer Engineering and Design, ITMO University. The primary idea is to use unit testing to evaluate practical and independent student works. The paper describes the architecture of interaction between LMS Moodle, IServer testing system and docker system. The use of docker system allows to achieve safe execution of the students' code without risk of hacking the testing system and disrupting the learning process.
Ключевые слова: PHPUnit, модульное тестирование, юнит-тестирование, веб-программирование, PHP, автоматизация тестирования.
Keywords: PHPUnit, unit test, web-programming, PHP, automate testing.