В статье рассматривается задача интерпретации визуальных языков моделирования. Приводится обзор основных основанных на технологии преобразования графов способов описания исполнимой семантики визуальных языков, необходимой для осуществления такой интерпретации. Кратко описывается Dynamic Meta Modeling, анализируются подходы, использующиеся в средстве AToM3 и при организации анимированной интерпретации диаграмм с помощью средства GenGED. Приведено сравнение основных подходов к заданию исполнимой семантики, а также делаются выводы относительно применимости рассмотренных подходов при разработке DSM-платформ.
The paper describes interpretation of visual modeling languages. An overview of approaches to definition of visual languages' operational semantics based on graph transformations is given. We briefly describe Dynamic Meta Modeling and analyze approaches that are employed in AToM3 and for animated diagram interpreting in GenGED tool. A comparison of main approaches to executable semantics definition is presented along with conclusions on application of these approaches in development of DSM platforms.
Ключевые слова: семантика визуальных языков, преобразования графов, графовые грамматики.
Keywords: semantics of visual langiages, graph transformations, graph grammars.
Новые методы обучения
В статье рассматривается задача формирования практических навыков в области промышленного программирования у студентов университетов, обучающихся по IT-специальностям. Решать эту задачу нужно, внедряя в образовательный процесс специальные упражнения и задания, позволяющие студентам овладеть практиками, актуальными в промышленности. При этом стандарты образовательных программ в этой области лишь фиксируют знания и компетенции, которыми студенты должны овладеть, оставляя вопрос о построении учебного процесса открытым. В данной статье обсуждается идея организации студенческих проектов и летних школ по программированию как способа сближения классического университетского образования и индустрии. Приводится обзор и анализ летних школ и студенческих проектов, проводившихся на базе кафедры системного программирования СПбГУ. Обсуждаются особенности организации серии исследовательских студенческих проектов на примере проекта QReal. Описываются задачи, решаемые в летней школе, проводимой в проекте QReal в 2011 году.
The paper examines the problem of gaining software engineering skills by students of universities' IT departments. This problem should be solved via embedding special tasks and exercises into educational process, that help students to gain skills useful in industrial practice. But educational standards only mention skills and describe knowledge that students must acquire, leaving the question of how it should be exactly done open. This paper discusses the idea of student projects and summer schools organization as a way to bring university education and industry closer to each other. Student projects and summer schools that were organized by software engineering chair of St. Petersburg state university are described and analysed. The paper also discusses organization of a series of student research projects using QReal project as an example. Task and problems that were solved during QReal summer school in 2011 are described.
Ключевые слова: программная инженерия, обучение программной инженерии, студенческие проекты, летние школы по программированию.
Keywords: software engineering, teaching software engineering, student projects, summer schools on programming.