Профессиональные стандарты
Современное переосмысление содержания образования предполагает ориентацию на раскрытие личностного потенциала субъекта. Актуальность вопросов подготовки инженерно-технических кадров в России обусловило начало серии исследований профессиональной идентичности студентов СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Приводятся результаты исследования профессиональной Я-концепции будущих инженеров с выделением тех черт психологического портрета, которые должны существенно влиять на обновление инженерного образования. С. 14-21.
A modern interpretation of the content of education presupposes an orientation to the disclosure of the personal potential of the subject. It was the relevance of engineering education and training of engineering and technical personnel in Russia that led to the beginning of studies of the professional identity of the LETI students. Present the results of the study of professional self-concept of future engineers. Are marked characteristics of psychological profile, which significantly affect the update of engineering training.
Ключевые слова: карьерная ориентация, смысложизненные ориентации, профессиональная Я-концепция, профессиональная идентичность.
Keywords: career orientation, life-purpose orientation, professional self-concept, professional identity.
Новые методы обучения
В статье анализируются изменения в преподавании математики в школе, связанные с развитием цифровой образовательной среды. Теоретический анализ сопровождается обсуждением базовых примеров изменений по основным содержательным линиям курса, таким, как алгебраическая линия, теоретико-функциональная линия, линия уравнений и неравенств, геометрическая линия, стохастическая линия, линия дискретной математики и теоретической информатики. В процессе конструктивного анализа рассматриваются такие виды изменений, как: перенос акцента с операционной деятельности на моделирование, что связывается с развитием “вычислительно-алгоритмического мышления” (computational thinking); использование цифровых репрезентаций математических понятий для формирования мысленных образов математических понятий и повышения внимания к оперированию мысленными образами; изучение материала на различных уровнях сложности посредством использования компьютерных моделей; изучение алгоритмов, которые используются в системах компьютерной математики; развитие горизонтальных связей как в методическом аспекте через повышение роли интегративных сюжетов, соединяющих в себе различные разделы математики и информатики, так и в аспекте общей педагогики через конструирование общих информационных пространств для взаимодействия образовательных сообществ и расширения их участников. С. 83–103.
The article analyzes the changes in the teaching of mathematics at school associated with the development of the digital educational environment. The theoretical analysis is accompanied by a discussion of basic examples of changes in the main content course lines, such as the algebraic line, the function-theoretic line, the line of equations and inequalities, the geometric line, the stochastic line, the line of discrete mathematics and theoretical computer science. In the process of constructive analysis, such types of changes are considered as: a shift in emphasis from operational activities to modeling, which is associated with the development of “computational thinking” (computational thinking); the use of digital representations of mathematical concepts for the formation of mental images of mathematical concepts and increasing attention to the operation of mental images; studying the material at various levels of complexity through the use of computer models; study of algorithms that are used in computer mathematics systems; the development of horizontal connections both in the methodological aspect through the increasing role of integrative plots that combine various sections of mathematics and computer science, and in the aspect of general pedagogy through the construction of common information spaces for the interaction of educational communities and the expansion of their participants.
Ключевые слова: цифровая среда, введение математических понятий, содержательные линии в курсе математики, горизонтальные связи, компьютерные инструменты.
Keywords: digital environment, introduction of mathematical concepts, content lines in the course of mathematics, horizontal links, computer tools.
Рассмотрен вопрос организации команды и тренировочного процесса для участия в олимпиадах по командному программированию. Разработаны принципы формирования состава сборной, роли каждого из участников команды, исходя из психологических особенностей мышления и уровня сформированности компетенций. Выбрана классификация видов мышления на основе стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур мышления. Нередко в олимпиадах по программированию встречаются задачи, которые можно свести к задаче о рюкзаке. Приведена система тренировочных заданий, сводящихся к задаче о рюкзаке. Задания расположены по нарастанию сложности. Сначала рассматривается задача о неограниченном рюкзаке и различные алгоритмы её решения. Для частного случая данной задачи, когда стоимость предмета равна весу предмета, представлены алгоритм и различные его реализации. Разработанная система тренировок и принципы формирования команды позволили достигнуть высоких результатов, в частности пройти внутренние отборочные этапы и достойно выступить в чемпионате мира по командному программированию, что подтверждает эффективность предложенных методов. С. 47-55.
The issue of organizing and training a team for participating in collegiate programming contests has been The issue of organizing and training a team for participating in collegiate programming contests has been considered. The principles of team-formation, along with the role of each member, based on psychological intellection features and competency level, have been developed. The classification of intellection types was chosen based on typical or non-typical problems and operational intellection procedures. Often in programming contests there are problems that can be reduced to the knapsack problem. Given in the paper is a system of exercises that can be reduced to the knapsack problem. The exercises have been arranged in order of ascending complexity. First, the unlimited knapsack problem and different algorithms for solving it are considered. For the special case of this task, when the value of the item is equal to its weight, the algorithm and its various implementations are presented. The developed training system and the team-formation principles allowed to achieve great result, pagebreak in particular, to go through the internal qualifying stages and adequately perform in the International Collegiate Programming Contest, which confirms the effectiveness of the proposed methods.
Ключевые слова: по программированию, командная олимпиада, виды мышления, система тренировок, компетенции высшего профессионального образования, задача о рюкзаке.
Keywords: programming contest, team contest, intellection types, training system, higher professional education competencies, knapsack problem.
Новые методы обучения
В настоящей работе рассматривается разрабатываемая схема внедрения нового научного направления в учебный процесс на примере внедрения направления «Тропическая математика» на факультете компьютерных технологий и информатики СПбГЭТУ «ЛЭТИ». С. 79-88.
The case of introduction of Tropical Mathematics at the Faculty of Computer Science and Technology, St. Petersburg Electrotechnical University “LETI”, is considered. Using it as an example, a tentative scheme of introduction of a new area of research to the existing education process is presented.pagebreak
Ключевые слова: современное инженерное образование, тропическая математика.
Keywords: software engineeres curriculum, tropical mathematics.
Описаны горизонтальные связи, которые реализуются на кафедре алгоритмической математики СПбГЭТУ «ЛЭТИ», как составная часть методики обучения, основанной на синтезе трех важнейших концепций мышления и профессионального обучения: теории продуктивного мышления и обучения, конструктивистской теории обучения, теории технического мышления (ПроКоТех-подхода). Из постановки цели развития мышления профессионала, в данном случае технического мышления, в процессе обучения в техническом университете возникают общие психофизиологические вопросы формирования и развития мышления при обучении. В современном техническом образовании все более актуальными являются компетенции, связанные с информацией и знаниями --- их извлечением, преобразованием и применением. Компетенции такого рода подразумевают не только развитость навыков работы с информацией, но и гибкость мыслительной деятельности субъекта, так как именно мышление человека становится идеальной базовой моделью для технологий. Математика и другие фундаментальные дисциплины в технических университетах читаются в основном на первом курсе, что принуждает планировать не только содержание дисциплин, но и обучение приемам организации умственной работы, подготовку к увеличению интенсивности умственной работы. Показан потенциал горизонтальных связей для активизации интеллектуальной работы студентов, повышения их учебной мотивированности, а также повышения устойчивости системы умственной деятельности при увеличении нагрузки. С. 84-100.
Horizontal connections, which are implemented at the Department of Algorithmic Mathematics of St. Petersburg State Electrotechnical University «LETI» as an integral part of the methodology of the Procotech approach to learning, are described.
From the statement of the goal of developing the thinking of a professional, in this case technical thinking, in the process of studying at a technical university, general psychophysiological issues of the formation and development of thinking during training arise. In modern technical education, competencies related to information and knowledge --- their extraction, transformation and application --- are increasingly relevant. Competencies of this kind imply not only the development of information skills, but also the flexibility of the subject’s mental activity, since it is human reasoning that becomes the ideal basic model for technology.
Mathematics and other fundamental disciplines in technical universities are taught mainly in the first year of education. This forces us to plan not only the content of disciplines, but also training in methods of organizing mental work and preparation for increasing the intensity of mental work.
Horizontal connections are shown as potential to activate the intellectual work of students, increase their academic motivation, as well as increase the stability mental activity system with an increase in workload.
Ключевые слова: продуктивное обучение, техническое мышление, инженерное образование, фундаментальная подготовка, педагогические технологии, горизонтальные связи, учебная мотивация.
Keywords: productive learning; technical thinking; engineering education; fundamental preparation; pedagogical technologies; horizontal connections; motivation to study.