Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
E-mail: st016311@student.spbu.ru

Аспирант факультета прикладной математики - процессов управления СПбГУ.

Статьи автора:

Чтобы оставаться конкурентноспособным сегодня в телекоммуникационном бизнесе, необходимо определять клиентов, которые недовольны предоставляемыми услугами, поэтому прогнозирование оттока стало актуальной проблемой в данной сфере. В этой статье рассмотрены основные современные алгоритмы машинного обучения, которые применялись для решения этой задачи, включая дерево принятия решений (DT – Decision Trees), наивный байесовский классификатор (NB – Naive Bayes Classifier), случайный лес (RF – Random Forest), искусственные нейронные сети (NN – Artificial Neural Network), метод k-ближайших соседей (KNN – K-Nearest Neighbors), линейный дискриминантный анализ (LDA – Linear Discriminant Analysis), метод опорных векторов (SVM – Support Vector Machine) и их ансамблирование (бэггинг и бустинг) с целью продемонстрировать превосходство новой технологии CatBoost в мерах эффективности классификаторов. Для достижения цели была проведена классификация данных и выявлены конкретные преимущества метода CatBoost в сравнении с другими на основе полученных результатов.
Для проведения исследования нами были проанализированы четыре базы данных: 3 датасета находятся в открытом доступе и 1 датасет, предоставленный российской мобильной компанией. Зачастую размерность этих баз данных высока, что приводит к ряду проблем (в том числе несбалансированности классов, корреляции параметров), которые решаются методом уменьшения размерности: метод главных компонент (PCA – Principal Component Analysis).
Полученные результаты сравниваются между собой, а также с результатами, представленными другими исследователями на основе открытых баз данных. Эффективность классификаторов оценивается с помощью таких мер, как площадь под кривой (AUC), точность, F1-мера и время. С. 5-23.

In order to remain competitive today in the telecommunications business, it is necessary to identify customers who are dissatisfied with the services provided. Therefore, forecasting subscriber churn has become an essential issue in this area.
This article overviews different machine learning techniques including Decision Trees (DT), Naive Bayes Classifier (NB), Random Forest (RF), Artificial Neural Network (NN), K-Nearest Neighbors (KNN), Linear Discriminant Analysis (LDA), Support Vector Machine (SVM) and their ensembles (bagging and boosting) in order to demonstrate the superiority of the CatBoost technology in gaging the effectiveness of classifiers. To achieve the goal, data was classified and the specific advantages, when compared to others, of the CatBoost method were revealed based on obtained results.
For the study, we analyzed four databases: 3 datasets are in open access and 1 dataset was provided by a Russian mobile company. Often, the dimension of these databases is high, which leads to a number of problems (including class imbalances, parameter correlations), which are solved by employing the dimensionality reduction method: Principal Component Analysis (PCA).
The results obtained are compared with each other as well as with the results presented by other researchers based on open databases. The effectiveness of classifiers is evaluated using measures such as the area under the curve (AUC), accuracy, F1-measure, and time.

Ключевые слова: анализ данных, машинное обучение, балансировка данных, обработка данных, ансамбли моделей.
Keywords: data mining, machine learning, data balancing, data preparation, ensemble.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть