Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация


Кандидат педагогических наук, учитель математики ГОУ СОШ № 1360 с углубленным изучением математики г. Москвы.

Статьи автора:

Автор делится практическим опытом по организации и внедрению в традиционный учебный процесс средней общеобразовательной школы коллективных проектов по математике. Приведены примеры трех подобных проектов для учащихся 5 и 6 классов.

The author shares practical experience on the organization and implantation in traditional educational process of an average comprehensive school of collective projects on the mathematician. Examples of three similar projects for pupils of 5 and 6 classes are resulted.
Похоже, разработчики заданий ЕГЭ, «спят и видят», как бы усложнить жизнь и учителям и учащимся, и стараются напридумывать такие задания, для которых в существующих учебниках даже нет соответствующих объяснений. Не стала исключением и задача 25 из второй части ЕГЭ, посвященная программированию и алгоритмике, – на очередном тренаже с ней из 10 и 11 классов справились лишь несколько наиболее сильных учеников. Теперь, для решения таких задач, кроме навыков программирования, потребуются также знания по теме «системы счисления». С. 39-44.
Задачи с отрезками и множествами – это разновидности задания № 18 в ЕГЭ по информатике. Как правило, они достаточно просты и можно рассчитывать «взять» на них свой балл, – если знать, как они решаются. Но ЕГЭ постоянно усложняется, и последние «версии» подобных задач уже весьма сложны и затрагивают теоретические знания, которых нет ни в одном традиционном учебнике. Значит, нам придется учиться их решать самостоятельно. С. 24-31.
Разработчики заданий ЕГЭ по информатике так и норовят «порадовать» одиннадцатиклассников новыми типами задач, причем нередко – за один-два дня до ЕГЭ. В статье рассмотрено решение новой разновидности задачи 26 (по теории игр) с цепочками букв, которые до лета 2017 года вообще не встречались ни в тренажах, ни в демо-версии. С. 34-38.
Предлагаем «антологию» разбора задач, представленных в ЕГЭ под номером 20 (анализ текстов программ) за последние 5–7 лет. Рекомендуется поочередно разобрать их решения, обращая внимание на методические комментарии к ним. С. 23-41.
Очередной «герой» рубрики – новая задача на анализ программ, которая в ЕГЭ числится под номером 21. Решение таких программ было рассмотрено ранее (в №1 / 2017), но с лета 2017 года условие этих задач было усложнено. С. 42-44.
Задание под номером 10 в ЕГЭ по информатике имеет две основные модификации. Одна из них посвящена использованию недесятичных систем счисления, другая затрагивает знания по комбинаторике. Стр. 14–18.
Есть в программировании такой интересный прием, как рекурсия – ситуация, когда некоторая подпрограмма (процедура) в процессе своей работы вызывает сама себя или когда некоторая процедура «А» вызывает другую процедуру «Б», а уже процедура «Б» вызывает процедуру «А». Конечно же, рекурсию не смогли обойти вниманием составители заданий ЕГЭ. Подобные задачи (под номером 11) давно уже «прописались» в Едином ГосЭкзамене и традиционно вызывают значительные трудности у учащихся. Впрочем, научиться их решать достаточно просто, если понять принцип решения. Стр. 19–27.
Наступило лето, когда можно позволить себе отдохнуть от экзаменационных дел. Но все же одну из задач ЕГЭ мы рассмотрим. На этот раз речь снова пойдет об условиях (или «правилах») Фано, неравномерных кодах и «строительстве» деревьев, но теперь не привычных уже двоичных, а троичных. С. 17-18.
Решение задач типа С4 (в нынешних обозначениях это задачи под номером 27) требует не только умения применять типовые алгоритмы обработки данных, но и умений анализировать условие задачи, выделять «ключевые» данные и определять, какие данные являются излишними и не требуют запоминания, применять нестандартные приемы ввода данных, формировать индексные массивы и массивы-счетчики и т. д. С. 16-31.
2018 год для учителей многих московских школ ознаменовался очередным нововведением: в классы пришли «электронные доски», поставляемые в рамках проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). Вполне возможно, что московский опыт – это широкомасштабный эксперимент, в случае успеха которого новые технологии будут внедряться и в других регионах, так что сказанное в этой статье будет интересно не только учителям Москвы. С. 32-46.
Если раньше разработчики заданий государственных экзаменов «неустанно пеклись» о выпускниках старших классов, постоянно усложняя задания ЕГЭ (в частности, по информатике и по математике), то теперь, похоже, они решили переключить свою «заботу» на девятиклассников и добавить им немного «радостей» в ОГЭ. По крайней мере, такое впечатление создается при знакомстве с демо-версиями ОГЭ, официально опубликованными на сайте ФИПИ. Ну что же, проведем анализ изменений… С. 25-39.
Начался сезон подготовки к следующему ЕГЭ. На подходе новые тренажи и диагностики. И, соответственно, новые задачи. Продолжаем знакомить с ними наших читателей. С. 16-18.
Задания «со словами», которые в ЕГЭ числятся под номером 10, условно можно разделить на две большие группы: задачи на «списки слов» и на перестановку букв в слове. Эти две группы заданий, встречающиеся в ЕГЭ под одним и тем же номером, проверяют совсем разные области знаний: в первом случае затрагивается тема «Системы счисления», а во втором – комбинаторика, то есть вообще область не из информатики, а из математики. С. 5-14.
Реверс массива (его зеркальное отражение) – операция интересная. В практике про¬граммирования она встречается не очень часто, но иногда бывает нужна – например при реализации зеркального отражения растровых изображений. При этом стандартных («библиотечных») функций, реализующих реверс массива, в большинстве языков программирования не предусмотрено, и приходится всё делать руками. А это не так просто и, как показала практика, вызывает трудности у учеников. В статье рассмотрены алгоритм и программа на языке Паскаль, которые выполняют реверс заданной части массива. С. 17-19.
Новые задачи, заявленные в «демонстрационном варианте» и предлагаемые в текущих тренажах и диагностиках, стали еще сложнее. Знакомимся с очередными «подарками» одиннадцатиклассникам от разработчиков заданий ЕГЭ, которые вызвали наибольшие трудности при решении. С. 5–22.
Прошел досрочный ЕГЭ по информатике и, конечно же, выяснилось, что для него разработчики из ФИПИ заготовили еще несколько новых заданий. Так что срочно учимся преодолевать препятствия, любовно предоставляемые «добрыми» экзаменаторами… С. 23–27.
Решение задач типа С4 (в нынешних обозначениях это задачи под номером 27) требует не только умения применять типовые алгоритмы обработки данных, но и умений анализировать условие задачи, выделять «ключевые» данные и определять, какие данные являются излишними и не требуют запоминания, применять нестандартные приемы ввода данных, формировать индексные массивы и массивы-счетчики и т. д. С. 18-33.
В очередном тренаже ЕГЭ появилась новая задача про автомат, работающий с числами. Если раньше такой автомат из заданного числа, преобразованного в двоичный формат, «норовил» дописать разряды в конце числа, то теперь он будет отбрасывать первую единицу двоичного числа (самый старший разряд) и, если потребуется, – также отбрасывать ставшие незначащими лидирующие нули. Придется учиться решать такие задачки...
С. 21-23.
Ну вот и очередной ЕГЭ по информатике состоялся. И, как всегда, одиннадцатиклассников в этом году поприветствовали новыми задачами. Среди новинок – задачи под номером 21: традиционно в них использовались уравнения парабол (в крайнем случае – биквадратных), а теперь… Впрочем, давайте познакомимся с «новыми параболами», а вы – дорогие читатели – сами решите, стали ли эти задачи проще или сложнее. С. 20-33.
Задания, в которых нужно кодировать и декодировать сообщения при помощи неравномерного двоичного кода либо подобрать такой код, похоже, прочно «прописались» на ЕГЭ. И вызывают у учащихся заметные трудности, поскольку эта тема в учебниках информатики практически не затрагивается. А задачи становятся всё сложнее... Ну что же, – попробуем в них разобраться? С. 26-31.
Тема «Количество информации» в принципе не так уж сложна, и соответствующие задания ЕГЭ у учащихся обычно не вызывали особых трудностей. Но в 2017 году появились новые задачи из этой серии (номер 13), в которых условие изменено совсем незначительно (буквально на одно слово), но это приводит к неправильности традиционного решения. О том, как верно решать задачи №13, мы поговорим в этой статье. С. 22-25.
Одной из проблем, с которыми приходится сталкиваться при проведении учебных проектов, является неумение отдельных учащихся оформлять свои работы, – в частности, титульный лист своего реферата и список информационных источников. Авторы надеются, что эта статья поможет читателям научиться (или научить) выполнять эти важные составляющие учебных письменных работ. С. 24-32.
Статья посвящена разбору решения задачи ЕГЭ, имеющей «типовой» номер 21 и проверяющей знания по программированию (работе с циклами и подпрограммами): «Определить количество различных значений входной переменной k, при которых программа выдаёт тот же ответ, что и при заданном входном значении k.» С. 33-36.
Среди развивающих логических задач нередко встречаются задания на расстановку каких-либо объектов поровну, – например, расставить некоторое количество стульев так, чтобы вдоль каждой стены комнаты их можно было насчитать указанное количество. Как решать такие задачи? Предлагаем универсальный алгоритм решения подобных задач на расстановку и рассмотрим его на конкретных примерах. С. 60-62.
Картина «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского» была написана в 1895 году русским художником Н. П. Богдановым-Бельским. На картине показан урок арифметики в деревенской школе конца XIX века. На классной доске написан пример, который ученикам необходимо было решить в уме. Сейчас, в век компьютеров, эти вычисления сложности не представляют. Но сумеет ли кто-то из читателей вот прямо сейчас, сходу, не заглядывая в Интернет и не беря в руки калькулятор, найти решение? С. 66.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть