Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
Содержание журнала, редсовет, редколлегия.

Table of contents, editorial board, editors.
Рассматриваются модели управления рекуррентной нейронной сетью движением объекта по полю с препятствиями. С помощью генетического алгоритма созданы две нейронные сети разной сложности. Для каждой сети описаны алгоритмы обучения с подкреплением. Проводятся сравнения эффективности их работы.

Consider control model recurrent neural network moving object on a field with barrier using a recurrent neural network. Via genetic algorithm create two neural network different complexity. For each neural network describe algorithm reinforcement learning. Comparison of the effectiveness of their work.

Ключевые слова: нейронная сеть, обучение с подкреплением, генетический алгоритм, движение объекта, искусственный интеллект. С. 5-15.
Keywords: neural network, reinforcement learning, genetic algorithm, movement object, artificial intelligence.
В работе решается задача разработки инструментария, позволяющего проводить компьютерные вычисления для получения новых результатов в теории мультиопераций. В статье приведены различные методы представления операций и мультиопераций и описаны алгоритмы для вычисления суперпозиции операций и мультиопераций. Также в работе приводятся исследования различных структур языка Python 3 и поиск наиболее подходящих для реализации представлений операций и мультиопераций. Основываясь на полученных результатах исследований структур данных, была разработана и реализована архитектура пакета Python 3 для моделирования алгебр операций и мультиопераций в теории мультиопераций. С. 16-29.

This work solves the problem of developing a toolkit that allows computer calculations to obtain new results in the theory of multioperations. The article presents various methods for representing operations and multioperations, and describes algorithms for calculating the superposition of operations and multioperations. Also, the work provides a study of various structures of the Python 3 and the search for the most suitable for the implementation of the representation of operations and multioperations. Based on the results of research on data structures, the architecture of the Python 3 package was developed and implemented for modeling algebras of operations and multioperations in the theory of multioperations.

Ключевые слова: операции, мультиоперации, Python 3, алгебры операций, алгебры мультиопераций.
Keywords: operations, multioperations, Python 3, algebras of operations, algebras of multioperations.
Концепция федеративного обучения получила широкое распространение в работе с данными, главным образом благодаря тому, что она позволяет проводить обучение по данным непосредственно на узлах, где они хранятся. В результате передача данных не требуется. После завершения обучения на каждом узле только обученная модель передается на центральный сервер для агрегации.
Многоагентные системы ведут себя аналогичным образом, поскольку агенты позволяют обучать модели машинного обучения на локальных устройствах, сохраняя при этом конфиденциальную информацию. Способность агентов взаимодействовать друг с другом позволяет обобщать (агрегировать) такие модели и повторно использовать их.
В этой статье представлена архитектура многоагентных систем для федеративного обучения. Она выделяет элементы, которые составляют платформу агентов и структуру платформы JADE. Описывает жизненный цикл всех агентов, используемых для выполнения полного цикла обучения в среде MAC_FL. Анализируются и описываются конфигурации размещения агентов для каждой из предложенных архитектур многоагентных систем федеративного обучения: централизованной, децентрализованной и иерархической. C. 30-45.

The concept of federated learning has become widespread in working with data, mainly due to the fact that it allows training on data directly on the nodes where they are stored. As a result, no data transfer is required. After the training is completed on each node, only the trained model is transmitted to the central server for aggregation.
Multi-agent systems behave in a similar way, because agents allow you to train machine learning models on local devices, while preserving confidential information. The ability of agents to interact with each other makes it possible to generalize (aggregate) such models and reuse them.
This article presents the architecture of multi-agent systems for federated learning. It highlights the elements that make up the agent platform and the structure of the JADE platform. Describes the lifecycle of all agents used to perform a full training cycle in the MAC_FL environment. The configurations of agent placement for each of the proposed architectures of multi-agent systems of federated learning are analyzed and described: centralized, decentralized and hierarchical.

Ключевые слова: агент, архитектура, федеративное обучение, многоагентные системы.
Keywords: agent, architecture, federated learning, multi-agent systems.
Данная статья посвящена исследованию эффективности команды совмещённого умножения--сложения на процессоре Baikal-T. Рассмотрены различные примеры использования команды, сделаны измерения и сформулированы выводы, в каких случаях применение совмещённого умножения-сложения даёт выигрыш в вычислениях и в каких ситуациях применение команды невыгодно с точки зрения скорости выполнения программы. С. 46-56.

This article is devoted to the study of the efficiency of the multiply-add operation instruction on the Baikal-T processor. Various examples of using the command are considered, measurements are made and conclusions are formulated in which cases the use of multiply-add operation gives a gain in calculations and in which situations the use of the command is unprofitable in terms of program execution speed.

Ключевые слова: MIPS, процессор Байкал, умножение-сложение, оптимизация, ассемблер.
Keywords: MIPS, Baikal processor, multiply–addition, optimization, assembler.
В работе сделан анализ эксперимента по использованию в преподавании дискретной математики студентам технического вуза манипуляторов для решения конструктивных задач, связанных с понятиями логической схемы, конечного автомата, регулярного выражения, машины Тьюринга и др. В этих задачах требовалось построить некоторую конструкцию с заданными свойствами. Построенные конструкции можно было протестировать на вводимых пользователем данных, то есть использовать возможности обратной связи при поиске решения, однако используемые компьютерные инструменты --- манипуляторы --- не позволяли проверять правильность вводимого решения. Приведены данные эксперимента, в котором участвовало около 100 студентов. В эксперименте одной части студентов было предложено сдавать экзамен на компьютере с возможностью использования манипуляторов, другие решали те же задачи <<на бумаге>>. Около половины задач не были снабжены манипуляторами, то есть представляли собой типичные для письменного экзамена теоретические задачи. В предложенном наборе некоторые конструктивные и теоретические задачи имели общий объект, поэтому в исследовании изучалось возможное влияние конструктивной деятельности на последующее решение теоретической задачи по этой же тематике. Также в этом эксперименте использовалась одинаковая постановка задачи для разных форм представления математической сути, например, в терминологии построения конечного автомата, регулярного выражения, грамматики, алгоритма. На основе статистической обработки результатов сделаны выводы о значимо лучшем решении конструктивных задач при компьютерной поддержке и об отрицательном влиянии компьютера при решении задач, которые требовали умственных операций, не имеющих адекватного представления в компьютерной поддержке, например, на компьютере с инструментальной поддержкой существенно эффективнее решение задач по печатным пособиям. На основе анализа результатов высказаны некоторые другие гипотезы, которые не подтверждены статистически, но могут служить отправной точкой последующих исследований. С. 57-84.

The paper analyzes an experiment on the use of manipulators for solving constructive tasks related to the different concepts in teaching discrete mathematics students of a technical university. These concepts include a logical circuit, a finite automaton, a regular expression, a Turing machine, etc. In these problems, it was required to build some construction with given properties. The constructed structures could be tested on the data entered by the user, that is, the possibilities of feedback could be used when searching for a solution. However, the computer tools used --- manipulators --- did not allow checking the correctness of the input solution. The data of the experiment, in which about 100 students participated, are presented. In the experiment, one part of the students was asked to take the exam on a computer with the possibility of using manipulators, while others solved the same tasks «on paper». About half of the tasks were not equipped with manipulators, that is, they were theoretical tasks typical of a written exam. In the proposed set, some constructive and theoretical tasks had a common object, so the study studied the possible impact of constructive activities on the subsequent solution of a theoretical task on the same topic. Also in this experiment, the same problem statement was used for different forms of representation of the mathematical essence, for example, in the terminology of constructing a finite automaton, regular expression, grammar, algorithm. On the basis of statistical processing of the results, conclusions were drawn about a significantly better solving of constructive problems with computer support and about the negative impact of a computer in solving problems that required mental operations that do not have an adequate representation in computer support, for example, on a computer with instrumental support, it is much more effective to solve problems by printed aids. Based on the analysis of the results, some other hypotheses were stated, which are not statistically confirmed, but can serve as a starting point for further research.

Ключевые слова: дискретная математика, конструктивные задачи, компьютерные инструменты, манипуляторы, обратная связь, экзамены.
Keywords: discrete mathematics, constructive problems, computer tools, manipulators, feedback, exams.
В работе рассмотрены основные алгоритмы генерации задач различных школьных предметов (закрытого и открытого типа) с использованием искусственного интеллекта (генерация вопросов к тексту путем перестроения предложения, генерация вопросов к картинке) и без него (на основе деревьев И/ИЛИ по шаблонам, генерация логических задач). Было показано, что методы генерации тестов с использованием искусственного интеллекта имеют высокий потенциал, однако требуют при этом доработки, в частности создания базы пар вопросов/ответов на русском языке. С. 85-96.

The paper considers the main algorithms for generating various school subject problems of closed and open type. Some of these algorythms (i.e. question answering, Visual question answering) use artificial intelligence and some not (i.e. sets of AND/OR tree, templates). It was shown that methods for generating tests using artificial intelligence have a high potential, but they require further development, in particular, the creation of large question-answer database in russian language.

Ключевые слова: генерация текста, дистракторы, искусственный интеллект, глубокое обучение, педагогика, алгоритмы комбинаторной генерации, машинное обучение, программирование, обработка естественного языка.
Keywords: text generation, distractors, artificial intelligence, deep learning, pedagogy, combinatorial generation algorithms, machine learning, programming, natural language processin.
В статье обсуждаются проблемы, связанные с организацией инженерных практик и проектно-технологических производственных практик в педагогических вузах как на педагогических направлениях подготовки, так и на не педагогических направлениях подготовки, например, «Прикладная математика и информатика». Проводится сравнительный анализ трех разных методик организации практик на двух факультетах Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга. С. 97-106.

The article discusses the problems associated with the organization of engineering practices and design and technological production practices in pedagogical universities both in pedagogical areas of training and in non-pedagogical areas of training, for example, “Applied Mathematics and Informatics”. A comparative analysis of three different methods is carried out on the example of the practice organization of s at two faculties of the Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen and one of the St. Petersburg's secondary schools.

Ключевые слова: виртуальные лаборатории, инженерный практикум, методы и средства обучения, инженерное творчество, 3D моделирование.
Keywords: virtual laboratories, engineering workshop, teaching methods and tools, engineering creativity, 3D modeling.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть