Содержание журнала, ред. совет, ред. коллегия, информация об обложке, информация о диске
Статья представляет собой изложение доклада С. Паперта (2 марта 2001 года) в Институте продуктивного обучения. Автор обсуждает проблему отставания школы от развития общества. Он размышляет о том, как новые технологии в образовании могут помочь в решении этой проблемы. Также он анализирует перспективы развития этих идей в России, с учетом специфики нашей страны.
Автор рассказывает о языке программирования Smalltalk (в переводе с английского название означает "короткий разговор"), рассуждает о причинах его высокой популярности за рубежом и сравнительно низкой популярности в нашей стране. Автор предлагает краткий исторический обзор на тему создания этого языка и его предшественников, знакомит читателя с типичными проектами с использованием Smalltalk.
Статья написана в соавторстве с А.Р. Болселсом, Р.Н. Джеймсоном, Э.К. Джонсом, Дж.К. Кэттеном.
В статье обсуждается процедура разработки интерактивных мультимедийных продуктов. Авторы обсуждают трудности, возникающие на этом пути, и сравнивают между собой различные компакт-диски по математике и физике для иллюстрации возможных компромиссов. Авторами проанализирована разработка компакт-диска, начиная с планирования диска и заканчивая подготовкой оригинала для тиражирования.
Автор обращает внимание читателя на содержательные моменты школьного курса информатики, которые не требуют компьютерной поддержки. По мнению автора, многие из этих моментов достаточно важны для развития ребенка, чтобы обратить на них внимание. В статье приведены фрагменты сценариев уроков, позволяющие убедиться в том, что такой материал действительно может найти свое место в курсе информатики для начальной школы.
В статье обсуждается роль олимпиад и конкурсов по информатике для повышения интереса школьников и учителей к соответствующим областям знаний. Автор размышляет о том, какими должны быть задачи на таких олимпиадах, как должна проводиться подготовка к ним, чтобы добиться максимального педагогического эффекта.
Статья продолжает материалы журналов №5 и № 6 за 2000 год. Если в предыдущих статьях речь шла о геометрических объектах (в частности, о телах и линиях произвольной формы), то в данном номере обсуждаются средства, позволяющие оживить виртуальный мир - звук, текстура, видеофрагменты.
На прилагаемой к журналу дискете размещены VRML-файлы к этой статье.
Автор начинает знакомить читателей со средой разработки программ Visual Basic, которая позволяет быстро и легко создавать приложения под Windows. В статье перечислены основные команды языка и в качестве примера автор рассматривает несколько задач.
В статье обсуждаются ближайшие перспективы перехода к информационному обществу, вопросы о возрастающей роли переработки информации. Также автор рассказывает о подготовке молодых специалистов в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.
Автор делится с читателями методическими рекомендациями по проведению учебных телеконференций. В статье сформулированы некоторые требования к таким телеконференциям, предложен примерный порядок их проведения, основанный на личном опыте автора.
Статья представляет из себя коллекцию ссылок на франкоязычные ресурсы сети Интернет. Некоторые из соответствующих сайтов изначально разрабатывались как учебные пособия, с упражнениями и контролем правильности ответа. На других сайтах содержится просто интересная информация на французском языке, что позволит любителям этого языка совместить приятное с полезным.
Автор знакомит читателя с системой контроля по базовому курсу информатики, которая создана с учетом требований Санкт-Петербургского стандарта по информатике и Обязательного минимума содержания образования по информатике (уровень А и Б) тестов МО РФ. Приведены примеры вопросов и ориентировочная система оценивания результата по пятибалльной системе.
Статья содержит описание алгоритма для игры "Ним". Игра состоит в следующем. В начальной позиции перед двумя игроками сложено несколько кучек одинаковых мелких предметов - например, спичек. Игроки по очереди могут выбрать одну из кучек и взять из нее одну или несколько спичек. Выигрывает тот, кто возьмет последнюю спичку. Предложенная выигрышная стратегия связана с представлением натуральных чисел в двоичной системе счисления.
В этом номере журнала опубликована работа одного из лауреатов конкурса "Петербургская Интернет-школа" (номинация "Музей занимательной науки") 2000 года. В данной работе реализована идея самообучения машины на своих ошибках. Простая самообучающаяся машина была описана несколько десятков лет назад в одной из книг М. Гарднера. Здесь же представлена компьютерная реализация этой идеи.