Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
Содержание журнала, редсовет, редколлегия, информация об обложке.

Table of contents, editorial board, editors, information on cover.
В данной работе описывается учебный проект по созданию детектора утечек памяти для интерпретируемого языка. Этот проект ориентирован на студента или группу студентов второго курса. Он разрабатывался в качестве альтернативной формы отчетности по практическим занятиям курса «программирование».
В работе описывается постановка задачи, общая схема проекта, обсуждаются подзадачи и методы их решения. Рассматриваются все стадии проекта: разработка языка, построение интерпретатора, реализация детектора утечек памяти. Кроме того, в статье описывается опыт применения данного проекта в учебном процессе, полученный в осеннем семестре 2016 года. Код проекта доступен на сайте GitHub.

In this paper, we describe an educational project for creating a memory leak detector for an interpreted language. This project is intended for a student or a group of second-year students. It was developed as an alternative form of classroom assignment in an introductory programming course.
The statement of the problem, and the general outline of the project are described in the paper; the subtasks and methods for their solution are also discussed. All stages of the project are considered: language development, interpreter construction, implementation of the memory leak detector. In addition, the experience – obtained in the fall semester of 2016 – of applying this project in the educational process is described in the article. The project code is available from GitHub.

Ключевые слова: обучение программированию, интерпретатор, поиск утечек памяти.
Keywords: introductory programming course, interpreter, memory leak detection.
В работе рассмотрен метод получения классификационного признака изображений, основанный на построении стационарного потока на графе, построенном по данному изображению. На основании начального и стационарного потоков вычисляется взвешенная энтропия, которая рассматривается как классификационный признак. В работе рассмотрены различные подходы к оптимизации данного алгоритма. Один из предложенных подходов состоит в делении исходного изображения на некоторое число областей, вычисления для которых можно производить независимо друг от друга на разных ядрах процессора. Второй подход основан на разбиении изображения на ячейки заданного размера и построении графа, вершинам которого сопоставлены эти ячейки. Третий подход состоит в использовании в представлении данных так называемых неизменяемых коллекций, позволяющих проводить распараллеливание без синхронизации. Приведены сравнительные результаты численных экспериментов.

A method for obtaining the classification attribute of images based on the construction of a stationary flow on a graph constructed from a given image is considered. Weighted entropy, which is considered as a classification attribute, is calculated by the initial and stationary flows. Various approaches for optimizing this algorithm are considered in the paper. One of the proposed approaches is to divide the original image into a number of areas, the calculations for which can be performed independently from each other on different processor cores. The second approach is based on splitting the image into cells of a given size and constructing a graph whose vertices are associated with these cells. The third approach is to use in the data representation the so-called immutable collections that allow parallelization without synchronization. Comparative results of numerical experiments are presented.

Ключевые слова: анализ изображений, стационарный поток на графе, взвешенная энтропия.
Keywords: image analysis, stationary flow on graph, weighted entropy.
В статье представлен опыт организации командной деятельности студентов по разработке компонент системы компьютерной алгебры как один из видов учебной деятельности, сопровождающий чтение курса дискретной математики и связанный с алгоритмами работы над длинными целыми числами и многочленами. Особенностью организации этой работы является целенаправленный подбор «граничного объекта», который является основой общего информационного пространства.
В качестве граничного объекта была выбрана структура технического задания на разработку системы компьютерной алгебры, в котором фиксировались имена модулей и связи между ними, но не фиксировался ни язык, ни структура данных. Использование такого граничного объекта для организации общего информационного пространства, с одной стороны, обеспечило достаточную свободу командам студентов в принятии решений по архитектуре создаваемой системы, с другой стороны, точно определило параметры выполняемой работы, что позволило сравнивать результаты работы различных групп и оценивать качество выполненных работ и качество организации совместной деятельности в командах.
Результаты работ и анкетирование студентов показали, что такой метод учебной работы даёт хорошие результаты по качеству выполненных проектов и высоко оценивается самими студентами, оправдывая их ожидания от обучения в техническом университете.

The experience of organizing a student group project for developing components of a computer algebra system as one of the types of educational activity in a course of discrete mathematics is presented in this article; it is related to algorithms for long integer and polynomial arithmetic. A special feature of the organization of this work is a targeted selection of a “boundary object”, which is the basis of the common information space.
As boundary object was chosen the structure of the technical assignment for the development of the computer algebra system, in which the names of the modules and the relations between them were fixed, but neither the language nor the data structure were fixed.
The use of such a boundary object for the organization of a common information space, on the one hand, provided sufficient freedom for student groups to make decisions on the architecture of the system being created, on the other hand, accurately determined the parameters of the work performed, which allowed to compare the results of the work of different groups and assess the quality of the work performed and the quality of the organization of the joint activities in the groups.
The results of the work and students’ written evaluations showed that this educational method gives good results as far as the quality of the completed projects is concerned and is highly appreciated by the students themselves, justifying their expectations from studying at a technical university.

Ключевые слова: cистема компьютерной алгебры, обучение математике, связи математики и информатики, современные технологии обучения.
Keywords: computer algebra system, teaching in mathematics, connections between mathematics and informatics, modern technologies of training.
Профессиональные стандарты

В ИТ-индустрии наблюдается острый недостаток квалифицированных кадров, причем нужны не просто программисты, знающие один-два языка программирования, а специалисты, владеющие серьезной математической подготовкой, глубоко знающие определенные предметные области. На Математико-Механическом факультете в течение последних 20-ти лет целенаправленно и постепенно принимались структурные и кадровые решения, направленные на повышение качества образования в этой области. В данной статье описана структура ИТ кластера, образованного на базе существующих и трех новых кафедр. Приводится описание этих базовых кафедр, сведения об их преподавателях, как достигается соответствие международным стандартам. Отдельный раздел посвящен связям с промышленностью в области ИТ, организации студенческих исследовательских проектов. Авторы надеются, что опыт нашего факультета будет полезен другим вузам, в которых ведется преподавание ИТ-технологий.

In IT industry there is an acute lack of qualified staff and what is more important there is a lack not only of programmers who know one or two programming languages but of experts with professional mathematical skills who are experts in certain subject areas. In the Mathematics and Mechanics School we constantly and purposefully take structural and staff decisions to improve the quality of education in the area during the last 20 years. In the article the structure of the IT cluster formed on the basis of already existing and three new chairs is described. There is a description of these basic chairs, information about the lecturers and the correspondence to global educational standards. A certain chapter is devoted to relations with the industry in the IT field and the organization of student’s research projects. The authors hope that the experience of our faculty will be useful to other universities where IT technology is taught.

Ключевые слова: ИТ-индустрия, ИТ-образование, образовательные стандарты, связь с промышленностью, кафедры математико-механического факультета.
Keywords: keywords IT-industry, IT-education, educational standards, ties with industry, Departments of the School of Mathematics and Mechanics.
Статья подробно документирует прошедшую СПбГЭТУ «ЛЭТИ» конференцию «Современные технологии математической подготовки студентов инженерных специальностей — MetaMath». Указаны организаторы конференции и ее основные направления. Для первого дня указаны все докладчики вместе с содержанием их докладов, а также участники панельной дискуссии вместе с содержанием их выступлений.

The article provides a detailed documentation of the conference [название] that took place in the [ лэти]. The organizers of the conference and its main directions are listed. For the first day, all the presenters with the contents of their reports, as well as the participants of the panel discussion along with the contents of their statements are provided.

Ключевые слова: Tempus, MetaMath, MathBridge, конференция
Keywords: Tempus, MetaMath, MathBridge, conference
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть