В работе сделан анализ эксперимента по использованию в преподавании дискретной математики студентам технического вуза манипуляторов для решения конструктивных задач, связанных с понятиями логической схемы, конечного автомата, регулярного выражения, машины Тьюринга и др. В этих задачах требовалось построить некоторую конструкцию с заданными свойствами. Построенные конструкции можно было протестировать на вводимых пользователем данных, то есть использовать возможности обратной связи при поиске решения, однако используемые компьютерные инструменты — манипуляторы — не позволяли проверять правильность вводимого решения. Приведены данные эксперимента, в котором участвовало около 100 студентов. В эксперименте одной части студентов было предложено сдавать экзамен на компьютере с возможностью использования манипуляторов, другие решали те же задачи <<на бумаге>>. Около половины задач не были снабжены манипуляторами, то есть представляли собой типичные для письменного экзамена теоретические задачи. В предложенном наборе некоторые конструктивные и теоретические задачи имели общий объект, поэтому в исследовании изучалось возможное влияние конструктивной деятельности на последующее решение теоретической задачи по этой же тематике. Также в этом эксперименте использовалась одинаковая постановка задачи для разных форм представления математической сути, например, в терминологии построения конечного автомата, регулярного выражения, грамматики, алгоритма. На основе статистической обработки результатов сделаны выводы о значимо лучшем решении конструктивных задач при компьютерной поддержке и об отрицательном влиянии компьютера при решении задач, которые требовали умственных операций, не имеющих адекватного представления в компьютерной поддержке, например, на компьютере с инструментальной поддержкой существенно эффективнее решение задач по печатным пособиям. На основе анализа результатов высказаны некоторые другие гипотезы, которые не подтверждены статистически, но могут служить отправной точкой последующих исследований. С. 57-84.
The paper analyzes an experiment on the use of manipulators for solving constructive tasks related to the different concepts in teaching discrete mathematics students of a technical university. These concepts include a logical circuit, a finite automaton, a regular expression, a Turing machine, etc. In these problems, it was required to build some construction with given properties. The constructed structures could be tested on the data entered by the user, that is, the possibilities of feedback could be used when searching for a solution. However, the computer tools used — manipulators — did not allow checking the correctness of the input solution. The data of the experiment, in which about 100 students participated, are presented. In the experiment, one part of the students was asked to take the exam on a computer with the possibility of using manipulators, while others solved the same tasks «on paper». About half of the tasks were not equipped with manipulators, that is, they were theoretical tasks typical of a written exam. In the proposed set, some constructive and theoretical tasks had a common object, so the study studied the possible impact of constructive activities on the subsequent solution of a theoretical task on the same topic. Also in this experiment, the same problem statement was used for different forms of representation of the mathematical essence, for example, in the terminology of constructing a finite automaton, regular expression, grammar, algorithm. On the basis of statistical processing of the results, conclusions were drawn about a significantly better solving of constructive problems with computer support and about the negative impact of a computer in solving problems that required mental operations that do not have an adequate representation in computer support, for example, on a computer with instrumental support, it is much more effective to solve problems by printed aids. Based on the analysis of the results, some other hypotheses were stated, which are not statistically confirmed, but can serve as a starting point for further research.
Ключевые слова: дискретная математика, конструктивные задачи, компьютерные инструменты, манипуляторы, обратная связь, экзамены.
Keywords: discrete mathematics, constructive problems, computer tools, manipulators, feedback, exams.
В работе рассмотрены основные алгоритмы генерации задач различных школьных предметов (закрытого и открытого типа) с использованием искусственного интеллекта (генерация вопросов к тексту путем перестроения предложения, генерация вопросов к картинке) и без него (на основе деревьев И/ИЛИ по шаблонам, генерация логических задач). Было показано, что методы генерации тестов с использованием искусственного интеллекта имеют высокий потенциал, однако требуют при этом доработки, в частности создания базы пар вопросов/ответов на русском языке. С. 85-96.
The paper considers the main algorithms for generating various school subject problems of closed and open type. Some of these algorythms (i.e. question answering, Visual question answering) use artificial intelligence and some not (i.e. sets of AND/OR tree, templates). It was shown that methods for generating tests using artificial intelligence have a high potential, but they require further development, in particular, the creation of large question-answer database in russian language.
Ключевые слова: генерация текста, дистракторы, искусственный интеллект, глубокое обучение, педагогика, алгоритмы комбинаторной генерации, машинное обучение, программирование, обработка естественного языка.
Keywords: text generation, distractors, artificial intelligence, deep learning, pedagogy, combinatorial generation algorithms, machine learning, programming, natural language processin.