В статье проанализированы существующие методы обнаружения малоразмерных объектов по изображениям в каналах технического зрения на фоне шумов. Показано, что метод обнаружения изображений малоразмерных объектов, основанный на вычислении отношения правдоподобия с использованием оценки математического ожидания выборок пространственно-субполосных векторов и их ковариационных матриц, является перспективным для дальнейших исследований. Для решения задачи обнаружения малоразмерных объектов по изображениям каналов технического зрения, а также для подготовки данных для последующих этапов (распознавания и~идентификации в качестве основного инструмента) предлагается метод субполосного анализа на основе применения новых базисных функций. Проведена экспериментальная оценка качества обнаружения малоразмерных объектов вышеописанным методом, из которой следует, что приемлемые показатели вероятности правильного обнаружения (0,95) при вероятности ложной тревоги $10^{-4}$ достигаются при отношении сигнал,/,шум более 14. Исходя из того, что шум на изображениях не всегда является статически независимым и аддитивным, оценка влияния пространственных спектральных характеристик шума подлежит дальнейшему исследованию. Проведён анализ влияния статистически независимого аддитивного шумового процесса на показатели качества обнаружения и распознавания. При этом использован набор исходных изображений, содержащих изображения малоразмерных объектов вида беспилотных летательных аппаратов. Для поиска объекта на анализируемом изображении использовалось его эталонное изображение. В ходе проведенного исследования установлено, что семейство зависимостей вероятности правильного обнаружения от отношения сигнал,/,шум с учетом заданной вероятности ложной тревоги при воздействии аддитивного белого шума является классическим видом, характерным для алгоритмов обнаружения объектов. Выявлено необходимое отношение сигнал/шум, которое позволяет достигнуть приемлемой вероятности правильного обнаружения. С. 33-47.
Ключевые слова: фото- и видеоизображение, методы распознавания изображений, алгоритмы анализа изображений, улучшение качества изображений, техническое зрение, субполосные методы.
В статье рассматривается подход к интеграции нейросетевых технологий для устранения дисбаланса между развитием жестких (hard skills) и гибких (soft skills) навыков в~процессе образования. Современный рынок труда требует от специалистов высоких коммуникативных, креативных и логических навыков. Однако традиционные образовательные программы недостаточно акцентируют внимание на soft skills. Авторы статьи, опираясь на исследования РБК, Google и РСМ, подчеркивают важность гибких навыков для успешной карьеры и социальной адаптации, отмечая, что многие испытывают трудности именно с коммуникативным навыком как основополагающим soft skills. Для решения этой проблемы предлагается инновационный подход с использованием нейросетевых технологий для диагностики и развития коммуникативных навыков. Авторы анализируют существующие модели глубокого обучения и предлагают свою структуру сверточно-рекуррентной нейронной сети (CRNN) для диагностики речевых недостатков в русском языке. Разработанная модель оценивает дефекты произношения и предоставляет персонализированные обучающие материалы. Авторами предлагается интерактивная образовательная платформа, реализующая созданную модель в рамках технологии обучения hard skills совместно с программами развития soft skills. Нейросетевые алгоритмы платформы оптимизируют учебный процесс, адаптируя его к индивидуальным особенностям обучающегося, и могут использоваться как самостоятельно, так и в дополнение к занятиям с репетитором. С. 48-60.
Ключевые слова: гибкие навыки, техника речи, нейросетевые технологии, дикционные недостатки, платформа.
В настоящей работе предложена система рекомендаций для выбора научного руководителя, основанная на архитектуре трансформеров и современных методах машинного обучения. Система анализирует академические данные студента, включая изученные дисциплины и оценки по ним, а также профессиональные характеристики преподавателей. Экспериментальные результаты демонстрируют значительное превосходство предложенного подхода над традиционными методами: при тестировании достигнута точность рекомендаций $0,3230$ против $0,1106$ (метод на основе частоты положительных оценок) и $0,1637$ (подход с использованием классификации через машинное обучение). Полученные результаты подтверждают эффективность системы в оптимизации процесса подбора научного руководителя, что способствует повышению качества научно-исследовательской деятельности студентов за счёт персонализированного сопоставления компетенций. С. 61-75.
Ключевые слова: система рекомендаций, машинное обучение, трансформеры, обработка естественного языка, научное руководство, анализ образовательных данных, текстовые эмбеддинги.