Проблема недобросовестного заимствования в академической среде по-прежнему является актуальной. Недобросовестные заимствования, или плагиат, встречаются сегодня в различных формах академической активности, начиная от семестровых работ студентов и заканчивая диссертациями ученых. Развитие коммуникаций, глобальный характер взаимодействия привели к широкой доступности материалов, которые легко скопировать. Это приводит к тому, что студентам становится проще найти решение, чем его составить. Отдельной проблемой являются недобросовестные заимствования в работах обучающихся учебных заведений, которые они выполняют в рамках практических курсов по программированию. Как и в случае с~текстом, выявлять плагиат вручную является возможным только в самых небольших подвыборках данных. К счастью, на сегодняшний день существует довольно большое количество систем, позволяющих автоматизировано выявлять сходство исходного кода. Более того, существуют средства, позволяющие агрегировать результаты поиска плагиата несколькими различными системами, что также увеличивает вероятность обнаружения случаев недобросовестного заимствования. При этом применение данных средств по-прежнему не так широко распространено в~образовательных учреждениях. В настоящей статье приводится описание процесса анализа плагиата, построенного для использования в рамках практических курсов по программированию, а также рассмотрен инструмент интерактивной графовой визуализации результатов анализа плагиата. С. 79-92.
The problem of unfair borrowing in the academic environment is still relevant. Unfair borrowing, or plagiarism, is found today in various forms of academic activity, ranging from semester papers of students to dissertations of scientists. The development of communications and the global nature of interaction have led to a wide availability of materials that are easy to copy. This leads to the fact that it becomes easier for students to find a solution than to compose it. A separate problem is the unfair borrowing in the works of students of educational institutions, which they perform in the framework of practical programming courses. As in the case of text, it is possible to detect plagiarism manually only in the smallest subsamples of data. Fortunately, today there are quite a large number of systems that allow you to automatically identify the similarity of the source code. Moreover, pagebreak there are tools that allow you to aggregate the results of the search for plagiarism by several different systems, which also increases the likelihood of detecting cases of unfair borrowing. At the same time, the use of these tools is still not so widespread in educational institutions. This article describes the process of plagiarism analysis built for use in practical programming courses, as well as a tool for interactive graph visualization of the results of plagiarism analysis.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронное обучение, смешанное обучение, плагиат, академическая недобросовестность.
Keywords: distance learning, e-learning, blended learning, plagiarism, academic dishonesty.