Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
E-mail: pozdnkov@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор кафедры ВМ-2 СПбГЭТУ "ЛЭТИ".

Статьи автора:

В статье обсуждается применение компьютерной поддержки курса математики для раскрытия новых возможностей в процессе обучения. Продуктивное обучение здесь рассматривается как обучение, направленное на достижение качественных сдвигов в понимании предмета. При этом рассматривается как учебная деятельность, так и деятельность, направленная на получение социально значимого результата (продукта). С. 10-20.
В статье перечислены идеи, которые легли в основу создания виртуального музея занимательной науки. Название восходит к созданному Я.И. Перельманом ленинградскому Музею занимательной науки, экспозиция которого была утеряна во время войны. Экспонаты Музея демонстрировали ключевые идеи науки и техники и, в отличие от экспонатов традиционного музея, их можно было трогать, даже проводить с ними эксперименты. При нынешнем уровне развития компьютерных технологий можно создать аналог такого музея в форме компьютерных моделей.
Закрыто
Статья написана в соавторстве с В.П. Латышевым и М.Ю. Крыжановским. В этой игре школьник, осваивая таблицу умножения, имеет возможность вводить числа не только в десятичной, но и в словесной форме. Реакция на ошибочный ответ – в визуальной и в звуковой форме. Например, ошибочный ответ «смывает волной» с соответствующим звуковым сопровождением. А при верном ответе раздается музыкальный сигнал и картина пополняется подарком.
Приведены авторские аннотации о первых заявках, представленных на конкурс "Петербургская Интернет-школа", цель которого – объединить преподавателей информатики и предметных дисциплин, заинтересованных в развитии электронных учебных материалов, преобразовании наработанных материалов из электронной формы в печатную и использовании их для дистанционного обучения.
В данной статье дается типология поисковых систем и обсуждаются проблемы создания специализированной системы SeiSearch для поддержки работы преподавателей математики и естественнонаучных дисциплин. Статья написана в соавторстве с с С.Н.Поздняковым.
Соавт.: А.Г.Лямов, Н.Ю.Прокопенко. Авторы рассказывают о Всероссийском дистанционном конкурсе КИО-2006 (\\\"Конструируй, исследуй, оптимизируй\\\"). Участникам предлагаются исследовательские задачи, предполагающие использование манипуляторов. Задачи эти связаны с важными математическими идеями, часть из них сформулирована на основе еще не решенных математических проблем. Каждая предложенная задача допускает различные решения, которые можно сравнивать между собой по некоторому параметру. Побеждают участники, добившиеся по этому признаку лучших результатов.В статье приведены формулировки задач, описаны пути к исследованию приведенных сюжетов.
Соавт.: Д.Н.Петриченко. Статья посвящена компьютерной поддержке преподавания математики. Материалы, о которых рассказано в статье, были созданы при совместной деятельности учителей и методистов, практикующих конструирование учебных материалов в предметной операционной среде. Основой материалов являются манипуляторы, позволяющие вести свободную познавательную деятельность в рамках сюжетов учебной программы по математике. Все материалы размещены на диске к журналу.
Авторы рассматривают один из способов организации работы ученика, используя компьютерную поддержку средствами динамической геометрии. Предложенные материалы авторы назвали электронной рабочей тетрадью, имея в виду способ взаимодействия ученика с материалом и аналогию с печатной рабочей тетрадью. На диске размещены динамические манипуляторы к статье. (С. 58-64)
Статья посвящена обсуждению задачи "Быки и коровы" конкурса "КИО-2007" (С. 48-50)
Статья продолжает цикл авторов, посвященный использованию динамической геометрии в школе, рассказывает об инструментах измерений и вычислений в среде "Живая геометрия", содержит пример самостоятельной постановки задачи и экспериментов по поиску ее решения, упражнения и задания для самостоятельного решения.
Авторы представляют учебно-методические материалы, в электронном варианте которых многие иллюстрации становятся динамичными, что дает положительный эффекти в дидактическом, и в эстетическом смысле. В качестве примера приведен урок по теме "Движения и их общие свойства".
В этой статье читатель продолжит знакомиться с использованием виртуальных средств для поддержки уроков геометрии, в ней изложен урок по теме: "Геометрия окружности". Статья будет особенно интересна учителям, которые хотят "оживить" свои уроки внедрением в процесс обучения информационных технологий.
Статья продолжает цикл "Подготовка учителей в области использования компьютера на уроках математики", рассказывает о возможностях моделирования стереометрии средствами планиметрии, рассматривает процесс конструирования модели куба, знакомит читателя с созданием собственных инструментов в средах "Живая геометрия" и "1С.Математический конструктор". На диске размещены HTML-манипуляторы для построения сечений в среде "1С.Математический конструктор".
В статье предложен подход к разработке системы поддержки геометрических задач, в которой описание задачи строится на специально разработанном предметно-ориентированном языке, так что алгоритм решения задачи, подготовленный в какой-либо системе динамической геометрии, может быть верифицирован на формальном описании задачи. Приведено сравнение данного подхода с другими, рассмотрен формат хранения задач на геометрическом предметно-ориентированном языке. Описание проиллюстрировано примерами задач.

The article presents an approach to the development of the system that supports geometric problems with the formal verification of their solution. This is achieved by the description of problems' statements with the specially developed domain-specific language that specifies a set of predicates that should hold for the construction made by a student. The system has two modules: teacher’s module and student’s module. Several examples of problems are presented.

Ключевые слова: предметно-ориентированный язык, конструктивные геометрические задачи, система «1С: Образование 4.0 Школа», Java.
Keywords: domain-specified language, constructive geometric tasks, GeoGebra, Java.
С. 40-45.
Одной из тенденций развития электронного обучения является внедрение интерактивных обучающих систем. Взаимодействие обучаемого с интерактивной обучаемой системой порождает огромный массив данных, который может быть использован для корректировки учебного процесса. Для решения этой задачи могут использоваться методы Educational Data Mining. Educational Data Mining (EDM) является молодой междисциплинарной наукой, которая занимается разработкой методов для исследования данных, возникающих в образовательном контексте. Educational Data Mining использует как стандартные методы Data Mining, такие как кластеризация, классификация, регрессия, корреляция, визуализации и др., так и ряд специфичных, например, из области психометрики. В статье дается обзор методов Educational Data Mining, применительно к анализу потока данных, порождаемого при взаимодействии пользователя с инструментальными средами, лежащими в основе научных игр образовательного назначения. С. 26-32.

One of tendencies of development of electronic training is introduction of interactive training systems. Interaction of the trainee with interactive trained system generates a huge data file which can be used for correction of educational process. For the solution of this task the Educational Data mining methods can be used. Educational Data Mining (EDM) is young interdisciplinary science which is engaged in development of methods for research of the data arising in an educational context. Educational Data Mining uses both the standard Data mining methods, such as a clustering, classification, regression, correlation, visualization, etc., and a row specific, for example, from psychometrics area. The article contain review of the Educational Data mining methods for analysis of the data flow generated at interaction of the user with scientific games.

Ключевые слова: Educational Data Mining, серьёзные (научные) игры, анализ протоколов, электронное обучение.
Keywords: Educational Data Mining, serious (academic) games, logs analysis, e-learning.
В этом сюжете мы познакомимся с двумя алгоритмами: один из них решает задачу оптимального разбиения на пары элементов двух различных множеств, некоторым образом связанных между собой, например, распределение имеющихся подарков так, чтобы они удовлетворили пожелания максимального числа одариваемых ими. Второй алгоритм решает аналогичную задачу в условиях, когда каждый подарок имеет разное значение для разных людей, и эта значимость оценивается числом. Алгоритм максимизирует суммарное значение подарков для одариваемых ими людей при условии, что каждый получает не более одного подарка. С. 42-51.
С. 55-58.
В статье представлен опыт организации командной деятельности студентов по разработке компонент системы компьютерной алгебры как один из видов учебной деятельности, сопровождающий чтение курса дискретной математики и связанный с алгоритмами работы над длинными целыми числами и многочленами. Особенностью организации этой работы является целенаправленный подбор «граничного объекта», который является основой общего информационного пространства.
В качестве граничного объекта была выбрана структура технического задания на разработку системы компьютерной алгебры, в котором фиксировались имена модулей и связи между ними, но не фиксировался ни язык, ни структура данных. Использование такого граничного объекта для организации общего информационного пространства, с одной стороны, обеспечило достаточную свободу командам студентов в принятии решений по архитектуре создаваемой системы, с другой стороны, точно определило параметры выполняемой работы, что позволило сравнивать результаты работы различных групп и оценивать качество выполненных работ и качество организации совместной деятельности в командах.
Результаты работ и анкетирование студентов показали, что такой метод учебной работы даёт хорошие результаты по качеству выполненных проектов и высоко оценивается самими студентами, оправдывая их ожидания от обучения в техническом университете.

The experience of organizing a student group project for developing components of a computer algebra system as one of the types of educational activity in a course of discrete mathematics is presented in this article; it is related to algorithms for long integer and polynomial arithmetic. A special feature of the organization of this work is a targeted selection of a “boundary object”, which is the basis of the common information space.
As boundary object was chosen the structure of the technical assignment for the development of the computer algebra system, in which the names of the modules and the relations between them were fixed, but neither the language nor the data structure were fixed.
The use of such a boundary object for the organization of a common information space, on the one hand, provided sufficient freedom for student groups to make decisions on the architecture of the system being created, on the other hand, accurately determined the parameters of the work performed, which allowed to compare the results of the work of different groups and assess the quality of the work performed and the quality of the organization of the joint activities in the groups.
The results of the work and students’ written evaluations showed that this educational method gives good results as far as the quality of the completed projects is concerned and is highly appreciated by the students themselves, justifying their expectations from studying at a technical university.

Ключевые слова: cистема компьютерной алгебры, обучение математике, связи математики и информатики, современные технологии обучения.
Keywords: computer algebra system, teaching in mathematics, connections between mathematics and informatics, modern technologies of training.
Конкурсы и конференции следует рассматривать не только как способ сравнения уровней подготовки участников по предмету конкурса или олимпиады. Их можно рассматривать как иной способ организации умственной деятельности участников. Различные типы задач инициируют различные виды интеллектуальной деятельности у учеников, олимпиадные и конкурсные задачи отличаются от “школьных” нестандартностью, сочетанием доступности формулировки и неочевидностью решения, возможностью различных подходов к решению задачи. В то же время, разнообразие конкурсов и олимпиад ставит задачу их изучения и классификации с точки зрения поддержки различных стилей мышления. В данной работе будет сделан анализ конкурсов и олимпиад по информатике, направленный на выявление аспектов интеллектуальной деятельности ученика, оценка которых традиционными <<школьными>> средствами проверки недостаточно информативна, в то время как организация и отслеживание внеурочной деятельности позволяет лучше оценить развитие интеллектуальных механизмов ученика без применения тестовых технологий. Олимпиада по Дискретной Математике и Теоретической Информатике находится на стыке двух наук. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются организаторы соревнований по математике и информатике и демонстрируются некоторые способы их решения на примере указанной олимпиады. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01130). С. 55-67 (на англ.).

Contests and Olympiads should be considered not only as a way of comparing the students' levels of training. They can be regarded as a different way of organizing the mental activity of participants. Different types of tasks initiate various types of intellectual activity among students. The Olympiad tasks differ from ``school'' ones by non-standardness, a combination of the understandability of the formulation and the non-obviousness of the solution, the possibility of various approaches to solving the problem. At the same time, the variety of contests and Olympiads raises the task of investigating and classifying them, focusing on supporting different styles of thinking. In this paper, we carry out an analysis of contests and Olympiads in informatics, aiming at identifying aspects of the student's intellectual activity, which are not sufficiently evaluated at school. The Olympiad in Discrete Mathematics and Theorethical Informatics is at the intersection of the two sciences. The article deals with the problems encountered by the organizers of competitions in mathematics and computer science and demonstrates some ways to solve them using the example of the Olympiad.

Ключевые слова: математические олимпиады, олимпиады по программированию, конструктивные задачи, дистанционное обучение, конструктивная деятельность, компьютерные средства, предметные манипуляторы.
Keywords: mathematical olympiads, programming olympiads, constructive tasks, constructive problems, distance learning, constructive activity, computer tools, subject manipulators.
Технологическая поддержка обучения математике зависит от того, какие методические и педагогические цели ставится перед обучением. Достижение или недостижение этих целей связано с используемым способом обратной связи или иначе способом оценки учебной деятельности студентов. В работе противопоставляются два вида оценивания: тестовая форма проверки знаний (реализуемая системой контрольных и экзаменационных работ) и формирующая оценка (определяемая способом неформальной реакции преподавателя на продуктивную деятельность студента и способом организации такой деятельности). Показано, что первая из них соответствует рассмотрению программы обучения как цели обучения, вторая – как средства обучения. В первом случае целью обучения является приобретение конкретных знаний, умений и навыков, во втором – овладение общими механизмами учебной деятельности, свойственными данной предметной области (математике). Для первой цели целесообразно использование шаблонных задач, в том числе, генерируемых упражнений и тренажеров, для второй – использование различных инструментальных средств, которые поддерживают конструктивную и исследовательскую деятельность. В статье показано использование для достижения второй цели «неинвазивного мониторинга», когда преподаватель и студент находятся не по разные стороны академического барьера (студент отвечает – преподаватель выставляет отметку), а по одну сторону и совместно совершают действия по созданию условий для наиболее эффективного овладения материалом курса каждым студентом. В основе неинвазивного мониторинга лежит моделирование представления результатов работы научному сообществу, включая все промежуточные этапы такой деятельности. Вместо тестирования знаний и выставления формальных отметок используется обратная связь, совместно обсуждаются различные подходы и пути решения задачи, а мониторинг ограничивается самооценкой студентов, которая не обязательно сообщается преподавателю. В то же время, сам процесс обсуждения является открытым, и преподаватель всегда может оценить проблемы обучаемых, не превращая их в инструмент формального давления на студента третьими лицами. С. 70-89.

Technological support of teaching mathematics depends on what methodological and pedagogical goals are put for learning. Achieving or failing to achieve these goals is connected with the used type of feedback or in other words, the method of assessing the educational activities of students. In this work, two types of assessment are contrasted: a test form of knowledge testing (implemented by a system of mid-term and final exams) and a formative assessment (determined by the teacher’s informal reaction to the student’s productive activities and the way these activities are organized). It is shown that the first type of assessment corresponds to the consideration of the curriculum as a learning goal, the second – as a learning tool. In the first case, the purpose of training is the acquisition of specific knowledge and skills, and in the second, the mastery of the general mechanisms of educational activity inherent in a given subject area (mathematics). For the first goal, it is effective to use template tasks including generated exercises and simulators, for the second – to use various tools that support constructive and research activities. The article shows how “non-invasive monitoring” is used to achieve the second goal, when the teacher and the student are not on opposite sides of the academic barrier (the student answers – the teacher sets a mark), but on the same side and jointly perform actions to create conditions for the most effective mastery of the course material by each student. The basis of non-invasive monitoring is modeling the presentation of the results of this activities to the scientific community, including all intermediate stages of such activities. Instead of testing knowledge and issuing formal marks, feedback is used, various approaches and ways to solve the problem are discussed together, and monitoring is limited to students' self-esteem, which is not necessarily communicated to the teacher. At the same time, the discussion process itself is open, and the teacher can always evaluate the problems of students, without turning them into an instrument of formal pressure on the student by third parties.

Ключевые слова: продуктивное обучение математике, дистанционное обучение, компьютерные инструменты, неинвазивный мониторинг, проектная деятельность, шаблоны решения задач.
Keywords: productive math learning, distance learning, computer tools, non-invasive monitoring, project activities, problem solving templates.
Данная статья посвящена сравнительному анализу результатов проекта ReMath (Representing Mathematics with digital media), связанного с изучением цифровых представлений математических понятий. Теоретические положения и выводы этого проекта будут анализироваться на основе теории информационной среды [1], разработанной с участием одного из авторов этой статьи. Выполненный в этой работе анализ частично совпадает с выводами проекта ReMath, но использует другую основу исследования, базирующуюся в большей степени на работах отечественных ученых. Представляет интерес анализ работ проекта ReMath с концептуальных позиций, изложенных в этой монографии, и установление связей между понятиями и отличий в понимании влияния компьютерных инструментов (артефактов) на процесс обучения математике. В то же время авторы оспаривают трактовку зарубежными исследователями некоторых вопросов в работах Выготского и дают свой взгляд на виды и функции цифровых артефактов в обучении математике. С. 58-86.

This article is devoted to a comparative analysis of the results of the ReMath project (Representing Mathematics with digital media), devoted to the study of digital representations of mathematical concepts. The theoretical provisions and conclusions of this project will be analyzed based on the theory of the information environment [1], developed with the participation of one of the authors of this article. The analysis performed in this work partially coincides with the conclusions of the ReMath project, but uses a different research basis, based mainly on the work of Russian scientists. It is of interest to analyze the work of the ReMath project from the conceptual positions set forth in this monograph and to establish links between concepts and differences in understanding the impact of computer tools (artifacts) on the process of teaching mathematics. At the same time, the authors dispute the interpretation of some issues in Vygotsky’s works by foreign researchers and give their views on the types and functions of digital artifacts in teaching mathematics.

Ключевые слова: информационная среда обучения, артефакты, компьютерные инструменты, представление знания, смыслы, понимание, проект ReMath.
Keywords: information learning environment, artifacts, computer tools, knowledge representation, meanings, understanding, ReMath project.
С. 3-8.
С. 3-10.
В статье на примере организации урока "Описательная статистика", в котором объясняются базовые понятия статистики (понятия как мода, медиана, среднее, квартили, децили, процентили, ящичковая диаграмма, гистограмма, многоугольник частот), представляется режим 1D программы "Автограф". Программу "Автограф" можно рассматривать как сборник динамических моделей ко всем темам курса математики как в школе, так и в колледже. Наряду с режимом 1D для изучения статистики, имеется режим 2D для изучения математического анализа и планиметрии и режим 3D для изучения стереометрии и аналитической геометрии.
С. 12-17.
В статье представлена презентация к лекции автора, прочитанной в центре «Интеллект». В электронном приложении к этом номеру журнала находится видеозапись лекции. C. 10-15.
Рассматривается класс задач, которые обладают таким свойством: вычисляя значения интересующей нас величины, мы пользуемся только фиксированным числом последних значений, что позволяет обойтись сравнительно небольшим объемом памяти. Последовательности с таким свойством называют рекуррентными.
Этой статьёй журнал открывает серию циклов статей, посвященных использованию наиболее известных компьютерных инструментов для предметного обучения. Публикации начинаются циклом статей по Динамической геометрии, в котором два автора объединились, чтобы представить наиболее важные и типичные черты инструментов этого класса на примере получившей широкое распространение программы «Живая математика» (The Geometer's Sketchpad) и недавно вышедшего в свет отечественного продукта «Математический Конструктор», выпущенного фирмой 1С. Статья содержит подробные методические рекомендации учителю по основам использования класса продуктов Динамической геометрии. В статье также приводятся упражнения на закрепление пройденного материала. (С. 21-31)
Статья продолжает цикл, начатый в номерах 1, 2 за 2008 г. Рассматривает преобразования как инструмент построений, особенности решения задач на постоение с помощью геометрических преобразований в средах "Живая математика" и "Математический конструктор". Содержит упражнения для самостоятельного решения. Особое внимание уделено построению паркетов. На диске к журналу представлены модели геометрических задач в среде "Математический конструктор".
В статье рассказывается об информационно-поисковой системе учебно-методических материалов SCISEARCH, специализированной системе поиска, использующей в своей работе описание ресурса в терминах ключевых и антиключевых слов, и анализ результатов на основе существенных для образования признаков.
Статья продолжает цикл авторов, посвященный использованию динамической геометрии в школе, рассказывает об инструментах для работы с графиками функций в средах "Живая геометрия" и "Математический конструктор", содержит упражнения и задания для самостоятельного решения.
Главная особенность Олимпиады по дискретной математике и теоретической информатике в том, что её участники знакомятся с такими важными понятиями теоретической информатики как графы, конечные автоматы, алгоритмы, логические схемы и логические исчисления, формальные языки и др. через общение с имитационными моделями этих понятий. В данном занятии читатели познакомятся с регулярными выражениями, графами, конечными автоматами (в том числе с машиной Тьюринга), логическими схемами и такой сферой приложения логики, как «мир Тарского». С. 16-23.
В этом году участники конкурса КИО получили электронные сертификаты участника. В статье рассказывается о том, что означает этот термин и чем такой сертификат отличается от обычного - бумажного - документа.
Статья продолжает цикл публикаций по подготовке учителей в области использования компьютера на уроках математики. Рассказывает о геометрических построенияхи геометрических местах точек в программах динамической геометрии "Живая геометрия" и "Математических конструктор". На диске к журналу - задачи на эту тему.
Технологическая поддержка обучения математике зависит от того, какие методические и педагогические цели ставится перед обучением. Достижение или недостижение этих целей связано с используемым способом обратной связи или иначе способом оценки учебной деятельности студентов. В работе противопоставляются два вида оценивания: тестовая форма проверки знаний (реализуемая системой контрольных и экзаменационных работ) и формирующая оценка (определяемая способом неформальной реакции преподавателя на продуктивную деятельность студента и способом организации такой деятельности). Показано, что первая из них соответствует рассмотрению программы обучения как цели обучения, вторая – как средства обучения. В первом случае целью обучения является приобретение конкретных знаний, умений и навыков, во втором – овладение общими механизмами учебной деятельности, свойственными данной предметной области (математике). Для первой цели целесообразно использование шаблонных задач, в том числе, генерируемых упражнений и тренажеров, для второй – использование различных инструментальных средств, которые поддерживают конструктивную и исследовательскую деятельность.
В статье показано использование для достижения второй цели «неинвазивного мониторинга», когда преподаватель и студент находятся не по разные стороны академического барьера (студент отвечает – преподаватель выставляет отметку), а по одну сторону и совместно совершают действия по созданию условий для наиболее эффективного овладения материалом курса каждым студентом. В основе неинвазивного мониторинга лежит моделирование представления результатов работы научному сообществу, включая все промежуточные этапы такой деятельности. Вместо тестирования знаний и выставления формальных отметок используется обратная связь, совместно обсуждаются различные подходы и пути решения задачи, а мониторинг ограничивается самооценкой студентов, которая не обязательно сообщается преподавателю. В то же время, сам процесс обсуждения является открытым, и преподаватель всегда может оценить проблемы обучаемых, не превращая их в инструмент формального давления на студента третьими лицами. С. 70-89.

Technological support of teaching mathematics depends on what methodological and pedagogical goals are put for learning. Achieving or failing to achieve these goals is connected with the used type of feedback or in other words, the method of assessing the educational activities of students. In this work, two types of assessment are contrasted: a test form of knowledge testing (implemented by a system of mid-term and final exams) and a formative assessment (determined by the teacher’s informal reaction to the student’s productive activities and the way these activities are organized). It is shown that the first type of assessment corresponds to the consideration of the curriculum as a learning goal, the second – as a learning tool. In the first case, the purpose of training is the acquisition of specific knowledge and skills, and in the second, the mastery of the general mechanisms of educational activity inherent in a given subject area (mathematics). For the first goal, it is effective to use template tasks including generated exercises and simulators, for the second – to use various tools that support constructive and research activities.
The article shows how “non-invasive monitoring” is used to achieve the second goal, when the teacher and the student are not on opposite sides of the academic barrier (the student answers – the teacher sets a mark), but on the same side and jointly perform actions to create conditions for the most effective mastery of the course material by each student. The basis of non-invasive monitoring is modeling the presentation of the results of this activities to the scientific community, including all intermediate stages of such activities. Instead of testing knowledge and issuing formal marks, feedback is used, various approaches and ways to solve the problem are discussed together, and monitoring is limited to students' self-esteem, which is not necessarily communicated to the teacher. At the same time, the discussion process itself is open, and the teacher can always evaluate the problems of students, without turning them into an instrument of formal pressure on the student by third parties.

Ключевые слова: продуктивное обучение математике, дистанционное обучение, компьютерные инструменты, неинвазивный мониторинг, проектная деятельность, шаблоны решения задач.
Keywords: productive math learning, distance learning, computer tools, non-invasive monitoring, project activities, problem solving templates.
Приводится разбор задачи конкурса КИО. Полное решение задачи в общем случае неизвестно, но для небольшого количества пересечений можно предложить идеи построения всех меандров, а затем обобщить полученный результат.
Статья знакомит читателя с тремя важными идеями информатики:
1) простые сортировки;
2) метод раскраски вершин для обнаружение циклов в графе;
3) ещё один жадный алгоритм построения минимального остовного дерева.
С. 36-41.
К задаче из конкурса КИО приводятся практические рекомендации для построения системы голосования и уменьшения количества ее элементов. Также приведены результаты победителей конкурса и результат жюри, который не был достигнут ни одним из участников.
Автор статьи рассказывает, что бы мы должны были знать о робопсихологии, если бы технический прогресс развивался темпами Айзека Азимова, а устройство роботов использовало те принципы и механизмы, которые, как считает Минский, определяют нашу интеллектуальную деятельность.
Цель конкурса "Конструируй, исследуй, оптимизируй" - знакомство с компьютерными моделями и инструментами для исследования в различных областях знаний.
Статья написана в соавторстве с С. Б. Энтиной. В статье можно познакомиться с условиями конкурса "Петербургская Интернет-школа", цель которого состоит в том, чтобы интересные результаты методистов-предметников были перенесены в программные оболочки, использовались для дистанционного обучения и стали таким образом доступны сравнительно широкому кругу пользователей.
Авторы рассматривают жадные алгоритмы, которые на каждом шаге выбирают ход, оптимальный локально, но не всегда оптимальный глобально. Разобран ряд задач, в которых наряду с построением жадного алгоритма рассматривается вопрос о его оптимальности для данного случая.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть