Содержание журнала, ред. совет, ред. коллегия, информация об обложке, информация о диске
Статья написана в соавторстве с М.Э. Филипповым.
Статья посвящена вопросам развития навыков математического моделирования, проведения вычислительного эксперимента в рамках курса средней школы.
Авторы ставят вопрос о развитии исследовательских умений и навыков в процессе обучения, в том числе и в средней школе. Обсуждение проходит на примере комплексной научной проблемы лазер-индуцированного тромбообразования в микрососудах живых организмов.
Статья продолжает серию статей "Уроки моделирования" и посвящена деятельности одной из международных ассоциаций университетов, названной CoLoS (Conceptual Learning of Science - концептуальное изучение науки).
Наряду с историей создания ассоциации, автор приводит ряд аргументов в пользу "виртуальных лабораторий", поскольку графические возможности новой техники позволяют воссоздавать поведение реальных физических объектов в трехмерном пространстве.
В статье рассказано о работе со средой BLS, которую можно рассматривать как инструментальное средство для разработки алгоритмов и программ на языке Паскаль и как учебную среду. Работа в этой среде позволяет легко освоить методы структурного и модульного программирования и оценить преимущества визуальных методов разработки.
Автор знакомит читателя с основными этапами разработки блок-схем алгоритмов ("сверху-вниз" и "снизу-вверх"), с созданием программы по этим алгоритмам.
В данной статье автор делится опытом применения среды BLS на школьном уроке.
По мнению автора, учителю нужна среда, дающая возможность, с одной стороны, доступно и наглядно изобразить алгоритм: с другой - сформировать по этому алгоритму программу на одном из языков, как можно меньше вникая в абстракции языковых конструкций.
Далее приведено описание цикла из нескольких уроков с применением среды BLS.
Статья знакомит читателя с итогами Командной олимпиады школьников (1998 года). Помимо подробностей, связанных с организацией и проведением олимпиады, таблицы результатов, приведены условия всех задач с подробными указаниями по их решению.
Для примера приведены условия двух задач.
Статья написана в соавторстве с С.Н. Поздняковым.
Вступительное слово профессора СПбГУ И.В. Романовского открывает серию публикаций, связанных с работой Заочной школы современного программирования.
Первое занятие Заочной школы современного программирования посвящено алгоритмам работы с целыми числами.
Излагается алгоритм Евклида и основы теории вычетов. Приведены 14 задач различной сложности на составление и анализ алгоритмов. Материал может быть использован для работы со школьниками V-XI классов, как знакомыми с языками программирования, так и не изучающими их.
Вопрос, обсуждаемый в статье - как в современных российских условиях выучить школьника на "профессионального" компьютерщика, причем речь идет не о самых одаренных, а просто способных школьниках.
Статья построена в форме ответов на следующие вопросы:
1. Что следует понимать под словами "компьютерный профессионал"?
2. Можно ли в современной России бесплатно выучиться на компьютерного профессионала?
3. Как в случае необходимости финансовых затрат со стороны семьи на обучение определить, можно ли из данного школьника подготовить конкурентоспособного на современном рынке профессионала, или, иными словами говоря, определить, не окажутся ли затраты Вашей семьи напрасными?
Статья в значительной степени перекликается со статьей В.Г. Парфенова "Подготовка компьютерщиков-профессионалов". Поставив вопрос о подготовке профессиональных программистов, автор делает ряд выводов о том, каким условиям должна удовлетворять методика такой подготовки.
Затем автор переходит к рассказу об интернет-школе программирования, которая проводится кафедрой компьютерных технологий СПбГИТМО и направлена на работу с потенциальными абитуриентами.
В статье директора фирмы "Роботландия" Ю.А. Первина изложены выдержки из рецензии методической комиссии Оргкомитета Роботландских дистанционных Курсов, которые проводит предприятие "Роботландия" среди школьников и учителей российских школ.
В качестве примера приведены результаты работы с графическим редактором Раскрашка, который позволяет не только создавать изображения, но и запоминать последовательность рисования, а затем показывать "мультфильм".
Автор знакомит читателя с техническими характеристиками компьютеров и периферийных устройств, дает ряд практических рекомендаций. Цель этой статьи - не полемика с хозяйственниками и администрацией, а попытка систематизации разрозненной и, зачастую, противоречивой информации о новых технологиях РС, появившихся в 1998 году.
Статья написана в соавторстве с А.В. Смольяниновым.
В статье подведены итоги Зимней методической школы по информатике (январь 1999 года), девизом которой ее организаторы провозгласили "От Образования к Профессионализму с помощью Интернет". Школа предлагает каждому участнику выбрать интересующие его направления и специальности для образования, определить учебные заведения, в которых можно было бы осуществить дистанционное обучение, оценить условия обучения и самостоятельно познакомиться со способами дистанционного использования компьютерных обучающих программ.
Статья написана в соавторстве с Г.Г. Хайдаровым.
Авторы статьи знакомят читателя с одним из способов повысить заинтересованность школьников в конечном результате своего труда - предложить им создавать мультфильмы. Приводится анализ работы по этой технологии в 1997-98 учебном году, рекомендации по программному обеспечению и порядку работы на уроке.
Первоначально материал данной рубрики входил в статью С.Е. Столяра "Интернет-школа программирования в СПбГИТМО" в данном номере журнала. Но, на взгляд редакции, два фрагмента этой статьи лучше соответствуют рубрике "И в шутку и всерьез". В одном из этих фрагментов приведены примеры излишнего увлечения Office'ными технологиями при составлении программы. Во втором автор описывает некоторые проблемы, с которыми, вероятно, придется столкнуться организаторам Интернет-школы.