Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
Содержание журнала, редсовет, редколлегия, информация об обложке и о диске.

Table of contents, editorial board, editors, information on cover, information on CD.
Состояния гонки (data race) являются одними из самых трудновоспроизводимых и сложных в обнаружении ошибок многопоточного программирования. Они наступают, когда в параллельной программе происходит два несинхронизированных обращения к одному и тому же участку памяти, из которых одно является записью данных. Обычно гонки ведут к повреждению глобальных структур данных, а их «ручное» обнаружение сильно затруднено. Теме автоматизированного поиска гонок посвящено множество различных исследований, но она продолжает оставаться актуальной. Популярен динамический подход к обнаружению гонок, когда анализ и поиск гонок происходит прямо во время выполнения программы. В данной статье рассматривается эволюция существующих подходов к динамическому обнаружению гонок, анализируются их достоинства и ограничения. Отдельное внимание уделяется вопросу поиска гонок в Java-приложениях.

One of the most hazardous and hardly reproducible errors that occur in multithreaded programs are data races — unsynchronized accesses to same shared memory fragment from several threads, where one access is write. Generally data races are weakly localized and damage global data structures. Manual detection of data races is very complicated. There was a lot of research in this area, but automatic data race detection remains an actual issue. In this review evolution of existing approaches is considered and their advantages and drawbacks are analyzed. Special attention is paid to automatic race detection in Java applications.

Ключевые слова: многопоточность, параллельное программирование, автоматическое обнаружение ошибок, состояние гонки, обзор.
Keywords: concurrency, data race, automatic bugs detection.
В работе рассматривается алгоритм дактилоскопической идентификации FingerCode и выделяются его пространственные характеристики. Производится постановка вычислительного эксперимента по установлению связи между указанными характеристиками и качеством распознавания алгоритма. Делается вывод о применении методов, основанных на FingerCode, для решения задачи биометрической идентификации.

The fingerprint recognition algorithm FingerCode is evaluated and its spatial characteristics are observed. The computational experiment on establishing the connection between those characteristics and algorithm recognition quality is proposed. The conclusion is made for FingerCode-based algorithms to be used in the biometric identification.

Ключевые слова: отпечаток пальца, дактилоскопия, FingerCode, распознавание образов, биометрия, фильтры Габора.
Keywords: fingerprint, fingerprinting, FingerCode, image recognition, biometrics, Gabor filters.
В статье рассматриваются задачи для олимпиад школьников по информатике, решения которых могут быть получены как с помощью реализации соответствующих алгоритмов, так и аналитически, то есть чисто математическими средствами. Такие задачи названы задачами двойного назначения. Предлагаются 3 типа таких задач: 1) задачи, решаемые выполнением алгоритмов; 2) задачи, для решения которых требуется анализ алгоритмов с целью их упрощения перед выполнением; 3) задачи, решаемые математическими средствами, без выполнения алгоритмов. Методика разработки задач двойного назначения иллюстрируется на примере алгоритма схождения чисел. На его основе сформулированы 5 задач, относящихся к трем указанным типам. Статья содержит решения каждой из этих задач. Описанный подход к разработке задач для олимпиад школьников должен способствовать более полному тестированию участников, так как позволит оценить не только знание ими основ программирования, но и их математическую подготовку.

In this paper the problems for Olympiads of the pupils on Computer Science which decisions can be received by execution of the relevant algorithms and analytically, i.e. by purely mathematical means are considered. Such problems are called dual-use problems. There are 3 types of them: 1) problems solved by executing algorithms; 2) problems whose solution requires the analysis of algorithms to simplify them before the execution; 3) problems solved by mathematical means, without the execution of algorithms. The methodology of developing dual-use problems is illustrated on an example of algorithm of a convergence of numbers. On its basis are formulated 5 problems concerning three specified types. The paper contains decisions of each of these problems. The described approach to the development of problems for the Olympiads of the pupils should promote fuller testing of participants as it allows to evaluate not only their knowledge of the fundamentals of programming, but also their mathematical training.

Ключевые слова: олимпиада для школьников по информатике, задачи двойного назначения, алгоритм, анализ алгоритмов, алгоритм схождения чисел, аналитическое решение задачи.
Keywords: of the pupils on computer science, dual-use problems, algorithm, the analysis of algorithms, algorithm of a convergence of numbers, the analytical decision of a problem.
В предлагаемой статье рассматривается использование разработанной автором информационной динамической системы мониторинга дистанционных учебных проектов студентов вузов при организации дистанционного обучения математике в вузе, применение которой направлено на решение проблемы отсутствия в современных системах дистанционного обучения динамических средств для реализации учебных расчетных проектов. Представлены основные особенности информационной системы, методика ее использования в учебном процессе и описание расчетного проекта по решению совместных систем линейных алгебраических уравнений.

In offered article use of the information dynamic system of monitoring of remote educational projects of students of higher education institutions developed by the author is considered at the organization of distance learning on mathematics in the higher education institution which application is directed on a solution of the problem of absence in modern systems of distance learning of dynamic means for implementation of educational settlement projects. The main features of information system, a technique of its use in educational process and the description of the settlement project according to the decision of joint systems of the linear algebraic equations are presented.

Ключевые слова: динамическая система мониторинга дистанционных учебных проектов, системы дистанционного обучения, расчетные проекты, системы линейных алгебраических уравнений.
Keywords: system of monitoring of remote educational projects, systems of distance learning, settlement projects, systems of the linear algebraic equations.
В статье предлагается методика построения интерактивных тренажерных комплексов на основе предметных онтологий и компетентностных моделей обучаемого. Описана последовательность действий при создании таких ИТК, а также приводятся пилотные примеры реализации данного подхода. Описана модель комплекса на основе экспертной системы и даны определения соответствующих понятий.

In article the creation technique of interactive training complexes on the ontology basis and competency models of the trainee is offered. The sequence of actions for ITC creation is described. ITC prototype examples are illustrated. ITC on the basis of expert system is described, and definitions of the corresponding concepts are given.

Ключевые слова: интерактивный тренажерный комплекс, информационные системы в образовании, компетентностный подход, предметные онтологии, базы знаний, экспертные системы.
Keywords: interactive training complex, inform interactive training complex, information technologies in education, competency approach, ontologies, knowledge bases, expert systems.
Новые методы обучения
В статье рассматривается один из подходов к разработке электронных задачников по параллельному MPI-программированию и реализованный на основе этого подхода программный комплекс Programming Taskbook for MPI (www.ptaskbook.com). Приводятся примеры учебных заданий и описывается конструктор, позволяющий разрабатывать новые группы заданий.

One of the approaches to the educational parallel software development is discussed and the Programming Taskbook for MPI system (www.ptaskbook.com), which is an electronic book of educational training tasks on parallel programming, is described. The paper contains examples of training tasks. The task constructor for additional tasks development is outlined.

Ключевые слова: электронный задачник, параллельное программирование, технология MPI.
Keywords: educational software, parallel programming, Message Passing Interface (MPI).
Статья описывает подходы к созданию языков, ориентированных на конкретную предметную область. Такие языки называются предметно-ориентированными языками (DSL), и их принято отличать от более известных языков общего назначения. Статья освещает преимущества использования DSL и даёт обзор современных технологий для их создания.

The article gives a brief introduction to creation of languages that are designed for a particular application domain. Such languages are called domain-specific (DSL), and are treated differently from (more widespread) general-purpose languages. The article presents the advantages of using DSL-s in programming and gives a list of modern platforms for building them.

Ключевые слова: предметно-ориентированный язык, парсинг, компиляция.
Keywords: domain-specific language, parsing, compilation.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть