Статья содержит обзор предназначения и возможностей технических стандартов в электронном обучении. Из всего набора стандартов выбраны только те, которые разрабатываются специализированными организациями по разработке стандартов, и те, которые могут быть использованы в обучающих программных продуктах центра КИО, для того чтобы сделать их совместимыми с системами электронного обучения. В результате рассмотрены стандарты SCORM, Common Cartridge, QTI, LTI. С. 18-25.
The paper contains a reveiw of e-learning standards with their intents and purposes. We select only standards that are being developed in organizations specialized in e-learning standards, and that may be used in learning software of the CTE Centre to make it compatible with modern learning management systems. More precisely, the considered standards are SCORM, Common Cartridge, QTI, LTI.
Ключевые слова: системы электронного обучения, стандарты, SCORM, Common Cartridge, QTI, LTI.
Keywords: LMS, standards, SCORM, Common Cartridge, QTI, LTI.
Одной из тенденций развития электронного обучения является внедрение интерактивных обучающих систем. Взаимодействие обучаемого с интерактивной обучаемой системой порождает огромный массив данных, который может быть использован для корректировки учебного процесса. Для решения этой задачи могут использоваться методы Educational Data Mining. Educational Data Mining (EDM) является молодой междисциплинарной наукой, которая занимается разработкой методов для исследования данных, возникающих в образовательном контексте. Educational Data Mining использует как стандартные методы Data Mining, такие как кластеризация, классификация, регрессия, корреляция, визуализации и др., так и ряд специфичных, например, из области психометрики. В статье дается обзор методов Educational Data Mining, применительно к анализу потока данных, порождаемого при взаимодействии пользователя с инструментальными средами, лежащими в основе научных игр образовательного назначения. С. 26-32.
One of tendencies of development of electronic training is introduction of interactive training systems. Interaction of the trainee with interactive trained system generates a huge data file which can be used for correction of educational process. For the solution of this task the Educational Data mining methods can be used. Educational Data Mining (EDM) is young interdisciplinary science which is engaged in development of methods for research of the data arising in an educational context. Educational Data Mining uses both the standard Data mining methods, such as a clustering, classification, regression, correlation, visualization, etc., and a row specific, for example, from psychometrics area. The article contain review of the Educational Data mining methods for analysis of the data flow generated at interaction of the user with scientific games.
Ключевые слова: Educational Data Mining, серьёзные (научные) игры, анализ протоколов, электронное обучение.
Keywords: Educational Data Mining, serious (academic) games, logs analysis, e-learning.
На примере анализа протоколов Международного он-лайн конкурса по информатике «Бобёр-2012» рассмотрено несколько подходов к оценке сложности и трудности заданий. Показано, что во многих случаях априорная оценка сложности заданий составителями конкурса не соответствует объективной трудности заданий для участников. Показано, что школьники, особенно младшие, часто недооценивают сложность заданий. Предложен способ типологии задач конкурса на основании анализа их трудности и сложности для школьника, применение которого возможно и в других дисциплинах. Выделен кластер задач, трудность которых существенно недооценена организаторами конкурса. Показано, что в ряде случаев сложность задания для школьников может быть связана с особенностями интерфейса конкурса. Выявлен ряд недостатков в организации он-лайн протоколов, устранение которых позволит повысить валидность результатов конкурсов. С. 33-44.
On the example of the analysis of protocols of the international online competition on informatics «Beaver-2012» some approaching to an assessment of complexity and difficulty of tasks is considered. It is shown that the assessment of complexity of tasks by organizers of competition the aprioristic doesn’t correspond to objective difficulty of a task for the participant for a lot of tasks. It is shown that school students, especially younger, often underestimate complexity of tasks. The way of typology of problems of competition on the basis of the analysis of their difficulties and complexities for the school student is offered. Typology can be applied in other disciplines. The cluster of the tasks which complexity is significantly underestimated by organizers of competition is allocated. It is shown that in some cases complexity of a task for school students can be connected with features of the interface of competition. A number of shortcomings of the online protocols is revealed. Elimination of these shortcomings will allow to raise a validity of results of competitions.
Ключевые слова: информатика, протоколы, on-line конкурсы, разработка тестов, ключ теста, сложность задач, трудность задач, образовательные тесты, типология задач, конкурс «Бобёр».
Keywords: informatics, protocols, on-line competitions, development of tests, key to a test, complexity of tasks, difficulty of tasks, educational tests, typology of tasks, competition «Beaver».