В статье описано новое средство автоматической вёрстки и оформления научной и~программной документации в соответствии с требованиями ГОСТ. Средство называется GOSTdown (ГОСТ + Markdown) и рассчитано на документы крупного размера, создаваемые совместно несколькими участниками. Как правило, такие документы разрабатываются в Microsoft Word. GOSTdown --- набор шаблонов и скриптов, позволяющий пользователям работать над содержательной частью документа в формате Markdown, получая на выходе автоматически собранный документ в формате DOCX, не требующий ручной доработки. GOSTdown основан на универсальном конвертере документов Pandoc и скриптовом языке Powershell. С. 39-46.
The article presents a new tool for automatic layout and publishing of scientific and software documentation in accordance with the requirements of GOST, the Russian national standards. The tool is called GOSTdown (GOST + Markdown) and is designed for large documents created jointly by several participants. Usually such documents are developed in Microsoft Word. GOSTdown is a set of templates and scripts that allow users to work on the content of a document in Markdown format, resulting in an automatically assembled document in DOCX format that does not require manual modification. GOSTdown is based on a universal document converter Pandoc and the Powershell scripting language.
Ключевые слова: документация, генерация документов, Pandoc, Markdown.
Keywords: documentation, document processing, Pandoc, Markdown.
Рассмотрен вопрос организации команды и тренировочного процесса для участия в олимпиадах по командному программированию. Разработаны принципы формирования состава сборной, роли каждого из участников команды, исходя из психологических особенностей мышления и уровня сформированности компетенций. Выбрана классификация видов мышления на основе стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур мышления. Нередко в олимпиадах по программированию встречаются задачи, которые можно свести к задаче о рюкзаке. Приведена система тренировочных заданий, сводящихся к задаче о рюкзаке. Задания расположены по нарастанию сложности. Сначала рассматривается задача о неограниченном рюкзаке и различные алгоритмы её решения. Для частного случая данной задачи, когда стоимость предмета равна весу предмета, представлены алгоритм и различные его реализации. Разработанная система тренировок и принципы формирования команды позволили достигнуть высоких результатов, в частности пройти внутренние отборочные этапы и достойно выступить в чемпионате мира по командному программированию, что подтверждает эффективность предложенных методов. С. 47-55.
The issue of organizing and training a team for participating in collegiate programming contests has been The issue of organizing and training a team for participating in collegiate programming contests has been considered. The principles of team-formation, along with the role of each member, based on psychological intellection features and competency level, have been developed. The classification of intellection types was chosen based on typical or non-typical problems and operational intellection procedures. Often in programming contests there are problems that can be reduced to the knapsack problem. Given in the paper is a system of exercises that can be reduced to the knapsack problem. The exercises have been arranged in order of ascending complexity. First, the unlimited knapsack problem and different algorithms for solving it are considered. For the special case of this task, when the value of the item is equal to its weight, the algorithm and its various implementations are presented. The developed training system and the team-formation principles allowed to achieve great result, pagebreak in particular, to go through the internal qualifying stages and adequately perform in the International Collegiate Programming Contest, which confirms the effectiveness of the proposed methods.
Ключевые слова: по программированию, командная олимпиада, виды мышления, система тренировок, компетенции высшего профессионального образования, задача о рюкзаке.
Keywords: programming contest, team contest, intellection types, training system, higher professional education competencies, knapsack problem.
Конструктивные задачи возникают во всех областях математики. Они очень важны в работе со школьниками и студентами, так как являются одним из самых простых способов стимуляции продуктивной деятельности учащихся. Эта работа посвящена роли конструктивных задач в дистанционных олимпиадах по математике и информатике. Также задачи подобного рода могут быть использованы для мониторинга интеллектуальной деятельности учащихся в образовательном процессе. С. 56-62
Constructive problems arise in all areas of mathematics. They are very important in working with schoolchildren and students, as they are one of the easiest ways to stimulate students' productive activities. This work is devoted to the role of constructive tasks in remote olympiads in mathematics and computer science. Also tasks of this kind can be used to monitor the intellectual activity of students in the educational process.
Ключевые слова: математические олимпиады, конструктивные задачи, дистанционное обучение, конструктивная деятельность, компьютерные средства, предметные манипуляторы. неинвазивный мониторинг.
Keywords: Mathematical Olympiad constructive tasks distance learning, constructive activity computer facilities subject manipulators. non-invasive monitoring.