Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
Содержание журнала, редсовет, редколлегия.

Table of contents, editorial board, editors.
Рассматриваются известные примеры многокритериальных задач оценки альтернатив на основе парных сравнений. Представлены численные решения указанных задач, полученные с помощью метода анализа иерархий, метода взвешенных геометрических средних, а также метода на основе log-чебышевской аппроксимации матриц парных сравнений. При решении задач с использованием log-чебышевской аппроксимации применяются модели и методы тропической математики, которая изучает теорию и приложения алгебраических систем с идемпотентными операциями. С. 5-29.

Well-known examples of multicriteria problems of evaluating alternatives based on paired comparisons are considered. Numerical solutions to these problems are presented, obtained using the method of analytic hierarchy process, the method of weighted geometric means, and also a method based pagebreak on the log-Chebyshev approximation of pairwise comparison matrices. When solving problems using log-Chebyshev approximation, models and methods of tropical mathematics are used, which studies the theory and applications of algebraic systems with idempotent operations.

Ключевые слова: многокритериальные задачи принятия решений, парные сравнения, метод анализа иерархий, тропическая математика.
Keywords: multicriteria decision making problems, pairwise comparisons, analytic hierarchy process, tropical mathematics.
Приведены условия для кубических уравнений, при которых три корня оказываются действительными, и два из них лежат на отрезке [-1, 1]. Эти условия визуализированы. Такая задача возникает в физике, например, в теории волчков. С. 30-38.

The conditions for cubic equations, to have 3 real roots and 2 of the roots lie in the closed interval [-1, 1] are given. These conditions are visualized. This question arises in physics e.g. the theory of tops.

Ключевые слова: кубическое уравнение, уравнение четвертой степени, полиномы с действительными корнями, отрезок.
Keywords: cubic equation, quartic equation, real-rooted polynomials, interval.
В данной работе представлена разработка специализированной системы для оценки производительности алгоритмов компьютерной алгебры при нахождении базисов Грёбнера. Для проверки функциональности и оценки производительности усовершенствованной версии GInv 2.0 разработан специальный инструмент автоматизированного тестирования. Данный инструмент позволяет загружать тестовые наборы данных в формате JSON, вычислять базисы Грёбнера с использованием различных алгоритмов и визуализировать результаты тестирования. Подробно описываются модули импорта данных, вычисления базисов и вывода результатов тестирования. Проведено тестирование GInv 2.0 на наборе из систем уравнений различной сложности. Представлены результаты тестирования, включая временные характеристики вычислений для каждого теста. С. 39-47.

This work presents the development of a specialized system for evaluating the performance of computer algebra algorithms in finding Gröbner bases. To verify the functionality and evaluate the performance of the improved GInv 2.0 version, a special automated testing tool has been developed. This tool allows loading test data sets in JSON format, calculating Gröbner bases using various algorithms, and visualizing test results. The modules for data import, basis calculation, and test result output are described in detail. GInv 2.0 was tested on a set of systems of equations of varying complexity. The test results are presented, including time characteristics of calculations for each test.

Ключевые слова: базисы Грёбнера, компьютерная алгебра, система тестирования, GInv.
Keywords: Gröbner bases, сomputer algebra, testing system, GInv.
Работа посвящена созданию программы, визуализирующей зависимость орбиты искусственного спутника Земли в околоземном космическом пространстве от значений ее элементов. Моделируется процесс невозмущенного движения спутника. Дополнительные построения: линии апсид, линии узлов, экваториальной плоскости, направления на точку весеннего равноденствия предусмотрены для большей наглядности модели. Показано влияние несферичности Земли на движение объекта. Программа предназначена для использования курсантами и преподавателями в очном и дистанционном режимах. С. 48-57.

The work is devoted to the creation of a program that visualizes the dependence of the orbit of an artificial Earth satellite in near-Earth space on the values of its elements.T he process of unperturbed motion of the satellite is simulated. For greater clarity of the model, additional constructions are provided such as lines of apses, lines of nodes, equatorial plane, directions to the vernal equinox point. The influence of the nonsphericity of the Earth on the movement of an object is shown. The program is intended for use by students and teachers in full-time and remote modes.

Ключевые слова: искусственный спутник Земли, орбита, невозмущенное движение, возмущенное движение, элементы орбиты, среда программирования LabVIEW.
Keywords: Earth satellite, orbit, unperturbed motion, perturbed motion, orbital elements, LabVIEW programming environment.
В статье рассматривается проблематика интеграции алгоритмов машинного обучения в реляционные СУБД. Проведен обзор и сравнительный анализ текущих технических возможностей реляционных СУБД Oracle, PostgreSQL, SQL Server, DB2 и MySQL, адаптированных для интеллектуального анализа данных. На основе полученных результатов сделаны выводы об уровне готовности современных СУБД к решению задач анализа данных. С. 58-71.

The article discusses the problems of integrating machine learning algorithms into relational database management systems. The author conducted a review and comparative analysis of the current technical capabilities of relational database management systems like Oracle, PostgreSQL, SQL Server, DB2 and MySQL, which were adapted to data mining. Based on the obtained results, conclusions about the level of readiness of modern database management systems to solve the problem of data analysis have been drawn.

Ключевые слова: реляционные средства управления базами данных, интеллектуальный анализ данных, технические решения.
Keywords: relational database management systems, data mining, technical solutions.
В статье представлена разработка учебного программного модуля для поддержки начального этапа обучения формальным грамматикам. Разработанный модуль позволяет студенту или преподавателю описывать заданный язык посредством контекстно-свободной грамматики. В процессе выполнения учебного задания по написанию грамматики модуль в интерактивном режиме обеспечивает реакцию на отличия построенной грамматики от эталонной. Основная техническая проблема, которую решали авторы, связана с тем, что не существует алгоритма определения эквивалентности двух контекстно-свободных грамматик. Поэтому модуль должен в реальном времени генерировать достаточно большое число слов языка различной длины, чтобы с большой вероятностью обнаружить отличия предложенной грамматики от эталонной. В работе было проанализировано несколько алгоритмов генерации слов, после чего выбран алгоритм, наиболее соответствующий условиям использования модуля. Разработанный модуль можно использовать для проведения олимпиад по дискретной математике и информатике у школьников и студентов, а также для поддержки самостоятельной работы студентов над темой «Формальные языки и грамматики». С. 72-84.

Ключевые слова: учебный модуль, грамматики, алгоритм Эрли, контекстно-свободные грамматики, сравнение грамматик.
В статье приводится обзор литературы по использованию генеративного искусственного интеллекта (ГенИИ) при начальном обучении программированию в вузах. Приведены основные направления применения ГенИИ: специализированные узкотемные разработки, встраивание в онлайн платформы обучения и проверки решений, работа студентов с ГенИИ без ограничений, направляющие системы взаимодействия студентов с ГенИИ (без предоставления решений), помощь преподавателю, инструменты для разработки интеллектуальных обучающих систем. Также содержится обзор работ, анализирующих достигнутые результаты и нерешённые проблемы. С. 85-96.

This paper provides a review of the literature on the use of generative artificial intelligence (GenAI) in initial programming education at universities. The main areas of application of generative artificial intelligence are given: specialized narrow-topic developments, integration into online learning platforms and testing solutions, students working with GenAI without restrictions, guiding systems for interaction of students with GenAI (without providing solutions), teacher assistance, tools for developing intelligent teaching systems It also contains a review of works that analyze the results achieved and unresolved problems.

Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, обучение программированию первокурсников, интеллектуальные обучающие системы.
Keywords: generative artificial intelligence, teaching programming to first-year students, intelligent teaching systems.
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть