Журналы
Email: Пароль: Войти Регистрация
Содержание журнала, редсовет, редколлегия, информация об обложке и о диске.

Table of contents, editorial board, editors, information on cover, information on CD.
В статье освещаются существующие принципы организации документации на разрабатываемое программное обеспечение, особое внимание уделяется системам управления знаниями и онтологическому подходу. Приводятся существующие системы для работы с документацией, отмечаются их преимущества и недостатки и подчеркивается нерешенность проблемы организации документации. Описывается концепция и методы реализации системы управления знаниями для работы с документацией на основе технологии Knowledge.NET, разработанной на кафедре информатики СПбГУ под руководством проф. В.О. Сафонова.

The article covers the existing principles of organizing documentation to software under development. Special attention is paid to knowledge management systems and ontological approach. Existing systems for documentation development are analyzed, their advantages and shortcomings are shown, it is emphasized that the problem of organizing documentation is far from its solution. The concept and the implementation methods are proposed for a documentation development toolkit based on the Knowledge.NET technology developed at the chair of computer science of SPbSU under the supervision of Professor Vladimir O. Safonov.

Ключевые слова: управление знаниями, документация, программное обеспечение, Knowledge.NET.
Keywords: knowledge management, documentation, software, Knowledge.NET.
В статье рассматриваются способы задания ограничений на визуальные языки моделирования. Приводится обзор некоторых существующих языков задания ограничений, таких как широко применимый текстовый язык Object Constraints Language и его визуальный аналог Visual OCL, а также более узкоспециализированных языков ограничений. Предлагается новый визуальный язык задания ограничений на модели визуальных языков, разработанный в среде программирования QReal. Описывается апробация предложенного языка применительно к визуальному языку программирования роботов QReal::Robots. Делаются выводы об актуальности предложенного нового языка.

Ways to specify constraints on visual modeling languages are considered in this article. An overview of some existing constraints languages such as the widely applicable text-based language Object Constraints Language, its visual analogue Visual OCL and other more specialized constraints languages is given. New visual language to define constraints on visual modeling languages, developed in the programming environment QReal, is described. Approbation of the proposed language applied to the robots visual programming language QReal::Robots is touched upon. Conclusions about the relevance of the proposed new language are also included.

Ключевые слова: визуальное программирование, семантическая корректность программ, задание ограничений, язык ограничений.
Keywords: visual programming, semantic correctness of programs, defining of constraints, constraints language.
Колебания простого жесткого маятника с предельно большими амплитудами, близкими к 180°, трактуются на основе физически оправданного приближения, заключающегося в разделении полного цикла колебаний на несколько частей. Бульшая часть почти замкнутого кругового пути груза маятника аппроксимируется лимитационным движением, а движение в малой окрестности перевернутого положения описывается с помощью линеаризованного дифференциального уравнения. Такой подход позволяет лучше понять динамику поведения нелинейных физических систем. Полученное на его основе простое аналитическое выражение для периода колебаний с предельно большой амплитудой дает значения, очень близкие к тем, что следуют из точной формулы, основанной на полном эллиптическом интеграле первого рода K(q).

Large oscillations of a simple rigid pendulum with amplitudes close to 180 degrees are treated on the basis of a physically justified approach in which the cycle of oscillation is divided into several stages. The major part of the almost closed circular path of the pendulum is approximated by the limiting motion, while the motion in the vicinity of the inverted position is described on the basis of the linearized equation. The accepted approach provides additional insight into the dynamics of nonlinear physical systems. The final simple analytical expression gives the values for the period of large oscillations that coincide with high precision with the values given by the exact formula based on the complete elliptic integral of the first kind.

Ключевые слова: простой маятник, фазовая траектория, лимитационное движение, линеаризованное уравнение, компьютерное моделирование.
Keywords: Simple pendulum, phase trajectory, limiting motion, separatrix, linearized equation, computer simulation.
В настоящее время в школах Российской Федерации для преподавания информатики активно используется робототехнический конструктор Lego Mindstorms NXT. Этот конструктор позволяет собирать и программировать роботы, использующие моторы и сенсоры для взаимодействия с внешним миром. Однако для эффективного использования роботоконструкторов на уроках информатики требуются средства программирования создаваемых с его помощью роботов, причём эти средства должны быть доступны школьникам, никогда не программировавшим ранее. В данной статье формулируются требования к средствам визуального программирования роботов, предназначенных для применения в школах, делается обзор таких средств, интегрированных с Lego Mindstorms NXT, и описывается новое подобное средство – QReal:Robots.

Today in russian schools Lego Mindstorms NXT robotics kit is used for teaching informatics. This kit allows to assemble and program robots, with motors and sensors to communicate with outside world. However, to be able to efficiently use such kits in informatics lessons, environments for programming them are needed, and pupils who did not program at all before shall be able to use them. In this article requirements for visual programming environments for robots in schools are formulated, review of existing environments intended to use with Lego Mindstorms NXT is given, and new such tool – QReal:Robots – is presented.

Ключевые слова: визуальное программирование, робототехника, предметно-ориентированное моделирование.
Keywords: visual programming, robotics, domain-specific modeling.
Рассмотрены ключевые вопросы построения интерактивных систем визуального сопровождения учебных задач c пространственными образами. Представлена реализация экспериментальной системы визуального сопровождения с применением технологий захвата движений пользователя.

Discussed key issues of building interactive system for visual maintenance of the training tasks with spatial images. Shown an implementation of the experimental system for visual maintenance using motion capture technology.

Ключевые слова: захват движений, пространственные образы, внеосевая проекция, интерполяция движений, стереометрия.
Keywords: motion capture, spatial images, off-axis projection, motion interpolation, solid geometry.
В статье описана реализация геометрического языка спецификаций DROL, пред¬назначенная для описания геометрических построений и записи алгоритмов решения геометрических задач на плоскости. Предлагается также использовать этот язык для создания банков типовых рисунков для учебных курсов, презентаций и публикаций. Препроцессор DROL2TеX преобразует программу на языке DROL в набор команд гра¬фического пакета TikZ, результатом выполнения которых служит получение запро¬граммированного изображения. Расширение графических возможностей системы LATEX демонстрируется на примерах. C. 45-56.

The paper introduces an implementation of the geometrical specification language DROL originally designed to describe geometric structures and to write algorithms solving geometric problems on a plane. DROL can be also used to create banks of standard figures for courses, presentations and publications. The preprocessor DROL2TeX transforms DROL program into a set of commands of the graphics package TikZ. The result is the desired figure. We use examples to demonstrate extensions to the graphical capabilities of LATEX.

Ключевые слова: геометрический язык спецификаций, язык DROL, LATEX, ООП, графические пакеты
Keywords: geometrical specification language, language DROL, OOP, LATEX, graphic packages.
Объявление о конференции КОМОД-2013
Для пополнения баланса выберите страну, оператора и отправьте СМС с кодом на указанный номер. Отправив одну смс, вы получаете доступ к одной статье.
Закрыть