В работе рассматривается проблема передачи знаний об эффективных процессах работы программистов при решении отдельных задач. В условиях массового, особенно дистанционного образования использование традиционной модели <<учитель-ученик>>, предполагающей наблюдение за работой опытного наставника и общение с ним, оказывается невозможным. Для решения этой проблемы предлагается моделировать процессы, используемые опытными разработчиками, с помощью математического аппарата скрытых марковских моделей и связывать их с набором подсказок, позволяющих студенту улучшить собственный рабочий процесс. При использовании этого метода система идентифицирует решаемые студентом подзадачи и формирует обратную связь в виде подсказок, соответствующих текущему состоянию процесса. C. 35-44.
In this paper, we discuss the question of transferring knowledge about the efficient processes software developers use when solving specific tasks. The traditional way of learning informal processes, the apprenticeship, requires watching the master at work and asking questions. This method is not possible when dealing with the mass education, especially the distant one.
We propose to model the process of programming practiced by experts using a hidden Markov model associated with a set of hints. A plugin to an integrated development environment uses the model to detect the student's activity and implements the feedback by proving relevant hints.
Ключевые слова: процесс разработки программного обеспечения, скрытые марковские модели, обратная связь, образовательные технологии.
Keywords: software development process, hidden Markov model, feedback, educational technology.
Работа выполнена в рамках проекта InMotion (ERASMUS+) «Новые стратегии обучения инженеров с использованием сред визуального моделирования и открытых учебных платформ». Целью работы был сравнительный анализ образовательных программ стран-партнеров, включающих pagebreak курсы, посвященные компьютерному моделированию. Были собраны и проанализированы программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов (название и содержание курсов, относящихся к компьютерному моделированию, как основных, так и курсов по выбору, количество лекционных часов, количество и тематика лабораторных работ, роль самостоятельной подготовки, темы выпускных работ), для того чтобы понять, насколько хорошо будущие инженеры владеют методами и технологиями компьютерного моделирования, учитывая, что моделирование и проектирование на базе моделирования все шире применяются в современном производстве. Результаты работы предварительно обсуждались на конференции I3M 2017 (Барселона). С. 45-57 (на англ.).
The paper deals with outcomes of a working package in the InMotion ERASMUS+ project, in which European partners should help establish improved programs with modelling and simulation content in Malaysia and Russian Federation. The analytical review and the analysis of educational programs with computer modelling and simulation engineering content was accomplished with the aid of a survey sent to partner and non-affiliated universities worldwide. The answers were analysed for bachelor, master and Ph.D. programs with regard to the basic information (duration, contact hours and individual work, final work, practical orientation of the program and elective courses), curricula and competencies. The final part is devoted to investigating whether there are some bachelor, master and Ph.D. programs that are completely in the area of modelling and simulation. We were able to find only one example of such institution in US.
Ключевые слова: компьютерное моделирование, подготовка инженеров, образовательные программы для бакалавров и магистров.
Keywords: education, curriculum, syllabus, computer modelling and simulation engineering.